Виктор Игнатов
Заместитель генерального директора – директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция»
Кандидат технических наук

Легче сделать железо, чем разобраться в человеке и понять, чего он хочет на самом деле. Это самое сложное направление, которое выбрала наша корпорация. Но и самое важное. Потому что именно оно поможет сделать нашу жизнь лучше.
Среди глобальных задач, поставленных «Росатомом», многие связаны с развитием человеческого потенциала, созданием сильных команд на всех предприятиях компании. Чтобы раскрыть талант каждого человека, найти его истинное призвание и помочь ему быть в своем деле максимально эффективным, в рамках инициативы «Миссия: Таланты» госкорпорация разворачивает дорожные карты в разных регионах России. О том, что в этом направлении делает команда Калининской АЭС из города Удомля, почему ключевой в этом вопросе является мотивация и насколько важно формировать приверженность людей к компании и городу, мы поговорили в интервью с директором предприятия Виктором Игоревичем Игнатовым.

- Виктор Игоревич, почему вы решили принять участие в инициативе «Миссия: Таланты» и создать дорожную карту для своей территории?
- Начну с того, что перед нами стоят задачи, связанные не только со станцией, но и в целом с развитием всей госкорпорации. Так, один из главных ориентиров в рамках стратегии, утвержденной «Росатомом» несколько лет назад, - трансформация компании и расширение ее позиции ведущего игрока атомной отрасли до роли главного мирового эксперта в области технологий. Неслучайно проект стратегии содержит около ста пунктов - направлений деятельности госкорпорации, на которых планируется фокусироваться. И один из главных фокусов - формирование среды, благоприятной для развития человеческого потенциала. То есть создание единой эффективной команды, раскрытие таланта каждого, человекоцентричность и так далее.
Например, мы как атомная станция не создаем новые продукты, и наши основные задачи связаны с выработкой электроэнергии и поставкой мощности. А что необходимо для поддержки ее объема плюс увеличения? С технической точки зрения, мы понимаем, что делать. Но решение любой задачи всегда упирается в человеческий фактор, человеческие ресурсы. И здесь мы сталкиваемся с проблемой дефицита персонала и на нашей станции, и в городе.

Именно в этом вопросе нам и должна помочь инициатива «Миссия: Таланты».

- Получается, проблему кадрового дефицита поможет решить дорожная карта, которую вы разворачиваете...
- Верно. Как я уже сказал, перед всеми предприятиями и дивизионами госкорпорацией поставлены задачи, которые необходимо решать с помощью и участием квалифицированных кадров. Но их как раз и не хватает. В первую очередь, недостаточно кадров рабочих специальностей.
Об этом можно судить на основе статистики. Например, если взять количество молодых ребят - школьников, возвращающихся в наш город или приходящих после окончания вуза на наше предприятие, или количество сотрудников, остающихся в отрасли. Так, в прошлом году из всего школьного выпуска предыдущих годов в наш город вернулось всего шестнадцать человек (поступивших и окончивших вузы). Это примерно десятая часть. Остальные молодые ребята разъехались. А если посмотреть на данные, касающиеся персонала предприятия? В 2020-м году станцию покинули 228 человек, в 2021 году цифра была уже больше. Уходят по разным причинам. Например, люди начинают «диффундировать» из-за удобного расположения нашей Удомли относительно крупных городов - Твери, Москвы, Санкт-Петербурга. Работники уезжают на новые проекты и зарубежные стройки. И нам важно этот кадровый дефицит компенсировать.
Получается, мы должны искать резервы, в первую очередь, в собственной структуре, в своем окружении. То есть работать с населением города и окружающих деревень. Вовлекать молодежь и мотивировать ее после обучения в вузе возвращаться в город. Как говорил Карнеги? - Если хотите заставить человека что-то сделать, нужно сделать так, чтобы он этого захотел. И акцент здесь должен быть сделан именно на молодежи. Потому что взрослое население нашего города, в основном, уже трудоустроено и работает. Но и с ним необходимо взаимодействовать постоянно: мотивировать, удерживать, а также компенсировать количество уходящих на пенсию.

- Что стало для вас главным вызовом на этапе разработки карты и сейчас, в процессе ее разворачивания? С какими сложностями пришлось столкнуться?
- На самом деле особых трудностей не было. Во-первых, мы присоединились к программе и создавали дорожную карту в интересах нашего персонала, предприятия, города, для нашей команды. И это понимали и понимают все участники. Во-вторых, сам процесс удачно организован. Например, у нас есть проектный офис. Раз в неделю мы проводим оперативные собрания в центре общественной информации: здесь обсуждаем с коллективом все важные вопросы. И эти встречи очень показательны: получаем от сотрудников только позитивную обратную связь. Ведь они видят, что мы делаем для них, их детей и внуков, как работаем со школами и колледжем, например, помогаем с ремонтом или оборудованием. То есть со стороны персонала получаем только поддержку и желание принимать участие в программе.
Поэтому самое главное на данном этапе - не бросить и продолжать действовать: вовлекать больше детей и работать со взрослыми, которые ещё не определились с карьерой. Чтобы к нам на станцию приходили и возвращались сотрудники. И такая работа должна вестись не только в рамках предприятия, но и на уровне города.

- Какие основные решения и проекты в рамках дорожной карты уже реализуете или планируете запускать в этом году?
- Это несколько направлений, часть из которых уже реализуем. Во-первых, проект «АтомПРОФBest» - Фестиваль профессий, который дает возможность школьникам города наглядно познакомиться со специальностями атомной отрасли под руководством опытных наставников АС, погрузиться в корпоративную культуру, приобщиться к ценностям «Росатома». То есть взаимодействуем со школьниками 7-11-го классов. Здесь важно не только познакомить ребят с работой станции и заинтересовать их, но и вовлечь родителей. Ведь они, без сомнения, играют большую роль в формировании у детей правильного впечатления о предприятии и отрасли в целом: что сфера атомной энергетики будет востребована и активна, ведь электроэнергия нужна всегда. И в рамках этого направления работы со школьниками стремимся выявить склонности каждого: кто-то лучше работает руками, а кто-то головой - например, имеет способности к конструированию или управленческий талант.
Второе направление – АТОМ GLOSS для школьников. Этот проект создает условия для популяризации достижений атомной отрасли России и профориентации школьников 6-11 классов: школьники разрабатывают цифровой многоязычный глоссарий терминов атомной отрасли. И такой глоссарий необходим для всех предприятий и городов присутствия госкорпорации.
Еще один наш проект - работа с Удомельским энергетическим колледжем по проекту «Современное образование по профильным, востребованным специальностям».
Его цель - улучшение материально-технической базы колледжа. Подготовка квалифицированных кадров по специальностям, востребованным на предприятиях «Росатома».
Мы уже разработали программу обучения по трём дисциплинам: электрические станции, сети и системы, сварочные технологии и слесарь реакторно-турбинного оборудования. Уже частично получили оборудование, еще часть ждем в ближайшее время. Осталось только сделать ремонт, чтобы оформить колледж, где планируем готовить наш будущий персонал. А наши сотрудники будут проводить здесь обучение. Думаю, это существенно восполнит наш недостаток в рабочих кадрах.
Именно по данным направлениям продолжим работать в текущем году. В том числе сосредоточимся на взаимодействии с учреждениями образовательной сферы и подготовке к ЕГЭ.

- Проекты, заложенные в вашу дорожную карту, направлены не только на решение задач предприятия, но и на развитие и поддержку города, верно?
- Безусловно. Проекты по улучшению города у нас реализуются уже более пяти лет: это касается развития всей инфраструктуры - дорог, спортивных площадок, садиков, школ. И эта работа будет продолжаться. Так как в итоге мы должны сформировать сообщество людей, которые не только любят свое дело, станцию, но и считают ее вторым домом и максимально комфортно чувствуют себя в нашем городе. Поэтому мы ездим в вузы разных городов - в Томск, Обнинск, Севастополь, Иваново - и рассказываем, как хороша Удомля. А это действительно так: у нас хороший воздух, тишина, благодать. Удомля стоит в очень спокойном месте, и многие обращают на это внимание.
Плюс мы проводим просветительскую работу в области культуры безопасности. Ведь она возникла как фактор выживания человека и общества, как защитная функция и система безопасного поведения, которое прививается с детства. Поэтому школьников и их родителей учим этому целенаправленно. Ведь все это взаимосвязано, поэтому и формируется такая цепочка: забота о собственной жизни и здоровье - забота о семье - работа на нашем предприятии. То есть чтобы обеспечить себя и семью, необходимо работать в надежном месте - на предприятии, которое функционирует устойчиво, где каждый сотрудник грамотен в вопросах безопасности и к тому же максимально лоялен. Это значит, он не просто вовлечен, а привержен, предан предприятию, считает его своим вторым домом: в этом случае у человека формируется потребность соблюдать безопасность и поддерживать такую культуру на производстве.
Помимо этого, мы работаем с информационной повесткой. Например, запустили информационную платформу «IT-Куб» (центр образования детей по программам развития навыков и компетенций в сфере информационных технологий - Прим. ред.). Здесь ребята могут найти любые данные и материалы, связанные с проектами и активностями у нас в городе и на предприятии - образовательными, спортивными, оздоровительными и так далее.
Это задачи, стоящие перед нами. Задачи, которые мы уже реализуем для поддержки предприятия, города и населения. Все это делаем именно для них - для людей нашего города, их семей, детей. И планируем продолжать. Например, с осени приглашаем преподавателей для проведения в школах дополнительных занятий по физике и математике, необходимых при поступлении в технические вузы. План работы у нас большой.

- Какое из решений или проектов в рамках дорожной карты станет, по вашему мнению, самым амбициозным или даже революционным?
- Если говорить с точки зрения важности, самое сложное для нас - и поэтому амбициозное - «залезть в голову» к школьникам. Это связано с направлением по работе с колледжем, где наша основная задача - сделать так, чтобы дети полюбили станцию и захотели работать у нас. Чтобы отучившись в колледже и вузе, возвращались к нам. Это идеальный сценарий развития событий, чего добиться достаточно сложно. Но если у нас получится - значит мы сделали работу максимально эффективно. Значит, нам удалось заложить базу, пустить корни. То есть сформировать у этих школьников мотивацию на дальнейшую жизнь в нашем городе, его поддержку и развитие.

- А какой проект или решение, заложенное в дорожную карту, важно лично для вас и почему?
- Для меня важно все, о чем я сказал выше. С практической стороны, главный приоритет - работа с колледжем. Чтобы воспитывать приверженность и любовь к станции уже «со школьной скамьи», приверженность к госкорпорации. То есть формировать отношение как ко второй родине. Ведь привить такие чувства непросто. Но это самое важное.

- Каким вы видите главный результат реализации дорожной карты и инициативы «Миссия: Таланты» для вас, предприятия и города через пять лет?
- Через пять лет у нас не должно быть в принципе проблем с рабочим персоналом. К тому же потребность в необходимых нам сотрудниках будет закрываться автоматически. То есть будет эффективно функционировать система, когда школьники учатся на технические специальности и возвращаются в Удомлю, чтобы работать у нас. Лучше и городу, и предприятию.
Поэтому если мы сделаем все грамотно и замотивируем персонал, текущий и будущий, то и результат получим соответствующий. Как ранее я сказал, когда для человека работа – второй дом, то и отношение к ней другое. А лояльное отношение - это качественно выполненная работа. Значит, и производство будет устойчивым, и показатели лучше, и ремонт - без ошибок. Плюс сотрудники будут постоянно совершенствоваться, потому что стремятся к лучшим результатам: если человек искренне любит свое дело, то есть и мотивация сделать качественнее. Так цепочка замыкается.
Но чтобы эта система работала, необходимо найти ту самую струнку - талант - в каждом человеке. То есть то, в чем он наиболее эффективен. Тогда будет и отдача. Прежде всего, для самого человека.

- В чем главная ценность участии в программе «Миссия: Таланты» для вас и предприятия? Какой видите роль вашей команды в реализации инициативы?
- Самое важное здесь - раскрытие потенциала каждого. То есть найти талант каждого, то, в чем человек будет эффективен, полезен и сделает лучший результат, - это фокус, который выбрала для себя госкорпорация. И мы ее полностью поддерживаем.
Но определить суть человека, помочь ему найти свое признание - задача далеко не простая. Легче сделать железо, чем разобраться в человеке и понять, чего он хочет на самом деле. Это самое сложное направление, которое выбрала наша корпорация. Но и самое важное. Потому что именно оно поможет сделать нашу жизнь лучше.

- Представим, что у вас есть волшебная палочка. Что бы в этом случае вы загадали для развития среды, поддерживающей раскрытие и применение потенциала каждого человека?
- Если была бы такая палочка, то я использовал бы ее как раз для этого - раскрытия потенциала, способностей каждого. Чтобы можно было не только определить его талант, но и выяснить, на что человек ориентирован, к чему сам стремится. Чтобы понять, где он будет полезен, по какому пути его лучше направить. Плюс волшебная палочка была бы удобна для формирования той самой приверженности к предприятию и городу, о которой я говорил ранее.

- Что вы посоветуете другим руководителям, которые уже реализует дорожные карты на своих территориях, и тем, кто только задумывается над созданием таких карт?
- И для тех, и для других у меня одна рекомендация - работать. Делайте все, что необходимо для достижения результата. Спасибо госкорпорации, что дает нам для этого все ресурсы и возможности, в том числе и такой инструмент, как программа «Миссия: Таланты». Благодарим «Росатом» за поддержку! А нам всем - командам предприятий - остается только брать эти инструменты в работу и действовать.