Павел Карболин
Генеральный директор АО «НИИ НПО «ЛУЧ»

«Если после наших мероприятий дети влюбятся в атомную отрасль и свяжут с ней свою жизнь – это будет лучшим результатом деятельности сотрудников «ЛУЧа».
Почему предприятия «Росатома» поддерживают инициативу «Миссия: Таланты» и создают дорожные карты, зачем прививать любовь к точным наукам с детского сада, а также о том, как сделать атом «зеленым» и научить людей не бояться атомной энергетики, мы поговорили с Павлом Карболиным, генеральным директором АО «НИИ НПО «ЛУЧ», одного из предприятий «Росатома» в Подольске.

– Что для вас лично означает инициатива «Миссия: Таланты»? Почему вы решили поддержать и создать дорожную карту для своей территории?
– В 2019 году мы включились в движение «Миссия: Таланты», разработали локальную дорожную карту «Mission: Talent. Rosatom Roadmap 2030». Считаю, что это эффективный инструмент управления и развития кадрового потенциала. Основная идея проекта заключается в привлечении и непрерывном совершенствовании будущего сотрудника, полноценном развитии действующего работника, а также в применении знаний и опыта ученых «серебряного» возраста.
За рубежом существует много хороших систем развития персонала до выхода сотрудника на пенсию и в постпенсионный период, когда человек не теряет связь с предприятием. В нашей отрасли нет универсального решения для всех организаций, каждая идет своим путем. У нас родилась мысль собрать лучшие практики и внедрить их в «ЛУЧе», а после апробации и на других предприятиях госкорпорации, например, в закрытых городах. Этот пример может стать доступом к проверенным отраслевым решениям по кадровым вопросам: приему, адаптации, подготовке, переподготовке, продвижению в профессиональном плане и т.д.

– Чему научились? Какие открытия сделали?
– Создание дорожной карты стало хорошим поводом познакомиться с образовательными учреждениями города, представителями администрации и управления образования, услышать, с какими проблемами они сталкиваются, найти точки соприкосновения и действовать сообща. Нас волнует отток местных специалистов высокой квалификации в Москву из-за существенной разницы в уровне заработной платы, отток абитуриентов в столичные вузы в связи с отсутствием профильных высших учебных заведений на территории присутствия. Также сталкиваемся со сложностями в привлечении студентов московских вузов на предприятие. В общем, кооперация с городом очевидна.
Нас поддержал депутат Совета депутатов Городского округа Подольск, председатель Совета молодых ученых и специалистов Алексей Стулов. Дорожная карта была представлена на расширенном заседании подольского Совета школьных научных обществ. Учащиеся с интересом участвовали в дискуссии о необходимости создания комфортной среды, которая поможет на этапе обучения определить будущую профессию. Особенный интерес вызвало предложение о создании научного центра, который объединил бы экспертов от предприятия, учебные организации, а также школьников и студентов для ранней профориентации и решения бизнес-задач.
Наш институт может не быть конечной целью трудоустройства и развития профессиональных качеств, но он может стать хорошей стартовой площадкой в начале трудового пути. Молодые специалисты, получив определенный опыт, могут перейти на другую работу, но при этом остаться в отрасли. А те, кто реально увлечен технологиями, производством, наукой, - они как алмазы: сами отшлифуются и останутся у нас. Те, кто остаются, нам и нужны.
Общаясь со студентами на Днях карьеры, слышу, что многие хотят работать в ТВЭЛе, в «Росэнергоатоме», но устроиться туда без опыта очень сложно. И мы объясняем, что у нас прекрасная стартовая площадка для вхождения в отрасль. У нас есть компетенции, наставники, которые могут многому научить. Мы оказываем поддержку всем, кто хочет развиваться.

– С какими трудностями сталкивались на этапе разработки карты и в ходе её реализации?
– На этапе формирования дорожной карты сложно было систематизировать наши желания, оценить возможности, структурировать прорывные инициативы. Мы мобилизовались, уделили достойное внимание тому, что могло бы действительно изменить систему, и выстроили алгоритм развития.
Столкнулись с тем, что заниматься наукой, а тем более атомной, в молодежной среде непрестижно, непопулярно. Перед нами появилась задача изменить общественное мнение, доказать, что наука – это перспективно, интересно.
Что касается реализации дорожной карты, здесь основной проблемой стала пандемия. Карантинные ограничения не способствовали полноценным коммуникациям. Это основной барьер, с которым мы столкнулись, а в целом действуем по плану. Хотя есть и другой момент. Несмотря на высокую мотивацию нашей команды и руководства, вовлеченность территории, включая образовательные учреждения, городскую администрацию, мы понимаем, что без определенного финансирования выполнить все задачи будет непросто. Считаю, наша инициатива должна выйти на более высокий уровень – с поддержкой со стороны государства. Это доплаты учителям и работникам института, которые будут заниматься кружковой работой, создание технических лабораторий при школах и ссузах. Хотелось бы, чтобы финансирование на эти цели исключалось из общих финансовых показателей предприятия и госкорпорации.

– Какие основные решения в рамках дорожной карты планируете реализовать в этом году?
– Мы планируем продолжать просветительскую деятельность в школах, приглашать школьников в институт на экскурсии, проводить работу с детским садом. Пока выбрали один. Так совпало: внук одного из наших бывших сотрудников ходит в это дошкольное учреждение. Руководство обратилось к нему с инициативой разработать индивидуальную программу с элементами STEM (STEM-дисциплины – Science, Technology, Engeneering, Math, - Прим. ред.), он помог. Команда детсада выиграла конкурс Правительства Московской области и получила финансирование. Этот выдающийся сотрудник, технически грамотный специалист, помог организовать процесс таким образом, чтобы дети в доступной форме получали информацию об атомной отрасли, о химии, физике и других науках. В планах у нас выпустить детскую азбуку о деятельности «Росатома» и нашего института.
Кроме того, у нас хороший инструмент работы с вузами по программе стажировок. Просвещаем ребят, даем возможность определиться, в каком направлении двигаться по трудовому пути. Один из наших стажеров остался работать в институте инженером и сказал: «Быть ученым – это круто!».

– В чем главная ценность реализации карты для вас и предприятия? Какой видите роль вашей команды руководителей и сотрудников в реализации инициативы «Миссия: Таланты»?
– Дорожная карта – прекрасный инструмент, на который мы возлагаем большие надежды. Ценность в том, как я уже говорил, что она поможет нам систематизировать и упорядочить нашу активность. Это живой документ, в который мы вносим коррективы в зависимости от текущей ситуации. У нас эффективно развивается Производственная система «Росатом». Ее основной принцип – непрерывный процесс улучшений. Так и в работе с сотрудниками необходимо постоянное сопровождение на всем трудовом пути. Молодой работник является преемником, а опытный – носителем уникальных знаний, которые он может передавать подрастающему поколению.
В реализации карты задействована команда руководителей и сотрудников: выдающихся ученых, волонтеров, сотрудников, которые успешно занимаются научной деятельностью и активно участвуют в общественной жизни. Их немного, но на них возлагаем большие надежды. Наши сотрудники, которые преподают в вузах, также занимаются просветительской деятельностью, привлекают талантливую молодежь на предприятие.

– Какая идея или решение в рамках вашей дорожной карты «Миссия: Таланты» призвано стать самым амбициозным или революционным?
– Популяризация науки с детского сада. Наши сотрудники «постсеребряного возраста» могут быть прекрасными трансляторами наших идей и ценностей для дошкольников, прививать им интерес к науке.

– А какое решение, заложенное в работу дорожной карты, самое важное лично для вас?
– Самое важное для меня – просветительская деятельность. Как руководитель предприятия я не просто могу это делать, но и обязан. Дошколятам сложнее что-то объяснить, но после общения с ними, видя чистые, добрые глаза, я заряжаюсь такой энергией, что потом можно жить на работе. Со школьниками уже возникает дискуссия, интересный диалог. В общем, польза двухсторонняя: и для меня, и для них. Мне интересно, как размышляют ребята, какие у них ценности. Просветительская миссия доставляет мне большое удовольствие. Если после наших мероприятий дети влюбятся в атомную отрасль и свяжут с ней свою жизнь – это будет лучшим результатом деятельности сотрудников «ЛУЧа» в рамках инициативы «Миссия: Таланты».

– Каким видите результат реализации дорожной карты «Миссия: Таланты» через 5 лет – для себя, команды, предприятия, города?
– Через 5 лет я буду четко знать, что определенный процент подольских школьников пойдет учиться в отраслевые профильные вузы и устроится на работу в наш институт, так как «ЛУЧ» – один из лучших работодателей или лучший в своей сфере деятельности. Бренд «ЛУЧа» узнаваем и известен в Подольске, наш институт – престижное место работы, и сама профессия атомщика становится высокопрестижной.

– Что вы пожелаете руководителям предприятий, которые тоже реализуют дорожные карты на своих территориях и тем, кто только задумывается над созданием таких карт?
– С теми, кто реализует подобные карты, хотелось бы чаще общаться, делиться положительным опытом и неудачами, обсуждать результаты проделанной работы. Тем, кто раздумывает, пожелал бы не медлить, начать формировать собственную дорожную карту. Чем крупнее у нас будет кооперация, тем лучше и быстрее получится результат.