- Анатолий Вячеславович, почему вы решили принять участие в инициативе «Миссия: Таланты» и создать дорожные карты для своей территории?
- Мы вступили в эту программу около двух лет назад для решения тех вопросов и проблем, с которыми столкнулись: в первую очередь, чтобы закрыть потребность в квалифицированных кадрах – и инженерных, и рабочих. Несмотря на то, что Ковров – город промышленный и уровень безработицы у нас низкий, близость Москвы очень сильно «оттягивает» кадры. Плюс, учитывая специфику нашего предприятия – точную механику, они требуют особенной профессиональной подготовки и знаний.
Второй момент – технологии. Они не стоят на месте. И если мы не будем внедрять и развивать их на предприятии, то отстанем от рынка. Поэтому уже сегодня назрела необходимость подготовки кадров под эти новые технологии – технологии будущего. К примеру, возьмем 3D-прототипирование, 3D-принтеры. Они не всегда применимы в серийном производстве, но подходят в опытном. Как давно существуют 3D-технологии? В мире они начали развиваться лет 25 назад. А где сейчас находимся мы? На этапе, который Европа прошла 15-16 лет назад. Проблема не в самом оборудовании: его достаточно купить. А вот развитых навыков по работе с этим оборудованием не хватает. Для этого и организовано направление по привлечению талантливых ребят, которых можно обучить либо у нас на предприятии, либо в Ковровской академии, что позволит нам в будущем выйти на новый уровень организации производства. Или другое: не хватает квалифицированных наладчиков. Даже на том оборудовании, которое у нас есть.
Поэтому нам и важно на 100% участвовать в программе «Миссия: Таланты»: чтобы отбирать талантливых ребят со школы, готовить их в институтах, а далее – заинтересовывать, мотивировать на производстве. Чтобы они создавали наше будущее.
- Вы уже начали реализовывать дорожные карты. С какими барьерами пришлось столкнуться на этапе разработки и сейчас, в процессе разворачивания карт?
- Первая, главная, проблема – нет квалифицированных преподавателей. Их специально приходится обучать. Плюс не каждый институт, в том числе и наша Ковровская технологическая академия, готовы сегодня открывать новые кафедры под инновационные технологии. Работают традиционные кафедры по технологиям металлорезания, металлообработки или термообработки – те кафедры, которые готовят механиков, металлургов. Есть, но в меньшем количестве, и выпускающие программистов, электронщиков. Но электронщики, выходящие из вуза с высокими оценками и баллами, как правило, у нас в городе не задерживаются. Это вторая проблема.
Ковров – город не областной, с недостаточно развитой социальной инфраструктурой. Соответственно, молодежь здесь не стремится задерживаться, потому что досуга для молодых у нас мало. В этом и проблема: кадры подготовили, но они не остаются, уезжают. К тому же в разы отличается уровень заработной платы – у нас и в Московском регионе, который находится рядом.
- Как вы решаете такие вопросы? Удается нивелировать эти проблемы?
- На сегодняшний день у нас новый губернатор, который сильно заинтересован в создании социальной среды в городе. А это культурные заведения, места досуга, облагороженная территория рядом с рекой Клязьмой и так далее. Плюс проект «Бережливый регион», который запускается в нашей области. И мы принимаем участие в рабочих группах этого проекта.
Во-вторых, создаем программы, мотивирующие молодых людей оставаться в городе и работать у нас. Это предполагает и достойную заработную плату, и дополнительные возможности для приобретения жилья, льготы и компенсации для молодых семей. К сожалению, это не быстрый процесс. Думаю, горизонт реализации – три-пять лет. Но именно в мотивации выпускников – наша главная задача.
- А какие основные решения в рамках дорожных карт планируете реализовать в этом году?
- Совместно с Ковровской государственной технологической академией имени В.А. Дегтярева на условиях софинансирования мы реализуем проект по созданию лаборатории цифровых производственных технологий. Основной целью создания лаборатории является подготовка и переподготовка кадров для предприятий-партнеров по направлению «Цифровизация производственных предприятий для нужд атомной промышленности». Делаем пробную модель производственной ячейки, которую сейчас отрабатываем, чтобы позже тиражировать. А для этого нужны специалисты, понимающие, что такое цифровое производство и как его организовывать. Поэтому и создаем цифровую лабораторию: в начале учебного 22-23-го года она начнет работать полномасштабно. Позже на ее базе планируем открыть специальную кафедру по направлению цифровизации производств.
Как я сказал ранее, мы также организовали участок по подготовке рабочих специальностей – операторов-наладчиков. Рабочие кадры востребованы не только у нас, но и на других крупных предприятиях города.
Третье направление, на котором планируем сосредоточиться, – работа со школами. Мы давно организовали атомный класс в школе №22, взаимодействуем с ней уже около 10 лет. Соответственно, поддерживаем эти классы, стараемся максимально вовлечь и заинтересовать учеников, чтобы после окончания школы и вуза они возвращались к нам на рабочие и инженерные вакансии.
Но самое главное решение – учебный центр по бережливому производству. Мы его открыли в конце 2020 года. Трансформировали из фабрики процессов, которая функционировала у нас уже несколько лет. И в этом учебном центре обучаем не только своих, но и сотрудников ФЦК (Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда. – Прим. ред.). К нам приезжают практически со всей страны. Мы показываем, как организовывать производство, чтобы избегать потерь и добиваться наибольшей эффективности. Показываем, как работать на европейском уровне. Хотя сейчас я уже не считаю это европейским уровнем, ведь мы его превзошли.
- В чем главная ценность реализации дорожных карт для вас и компании? И какой видите роль вашей команды в работе инициативы «Миссия: Таланты»?
- Чтобы быть эффективным предприятием, необходимо перенимать и внедрять инновационные технологии. Хотя сотрудники, проработавшие у нас более 10 лет, не всегда принимают эти новшества и инициативы, и нам приходится это сопротивление преодолевать. Но главное, любое инновационное направление требует вливания более молодых специалистов, благодаря которым мы можем совершить прорыв. Таких специалистов у себя мы точно не подготовим. А задача есть – вырастить их, начиная еще со школьной скамьи. Надо вовлекать детей, способных мыслить по-новому, чтобы провести их по всему курсу обучения до вуза, а потом попробовать еще и получить.
Приведу пример. Есть один стартап, который базируется на инновационной технологии. Его создателю – руководителю проекта – всего 26 лет. Но он уже пять лет развивает свою технологию на производстве: пришел туда с институтской скамьи. То есть, еще учась в институте и проходя практику на предприятии, придумал, что там необходимо внедрить эту самую технологию и потом ее развивать. Создал ноу-хау еще в лаборатории, а потом принес на производство. Ни один сотрудник, проработавший на предприятии 10 лет, так не сможет: он даже не поймет, как это сделать. Наша задача именно в этом – выстраивать похожую цепочку от школы до производства.
- Какой из ваших проектов станет самым амбициозным и/или революционным, на ваш взгляд?
- Цифровая лаборатория, выпускающая кадры для цифровизации производства. Думаю, это тот самый проект, который выстрелит. Он станет основным, ведь поможет нашему плану работать в полном объеме. Это основное направление, которые мы будем реализовывать в ближайшие два-три года. И, конечно, активности, связанные с постоянной работой со студентами, которых в дальнейшем увидим на нашем производстве.
- А какое решение, заложенное в работу дорожных карт, важно лично для вас и почему?
- Лично для меня важно не просто поддерживать развитие предприятия. Полтора года назад Алексеем Евгеньевичем Лихачевым была поставлена задача – увеличить выручку «Росатома» к 2030 году как минимум в три раза. Но этого результата мы не достигнем, если оставим все так, как есть на данный момент. Ведь с целью повышения эффективности организации производства мы прошли уже 90% всех возможных мероприятий.
Безусловно, развиваться надо постоянно: пределов совершенства нет. Но увеличить выручку можно за счет роста количества производственных направлений по изготовлению новой продукции, в том числе не уступающей – а лучше превосходящей – мировым аналогам. Именно для этого и необходимо какое-то прорывное решение. Если в науке – в тех же университетах – сделано какое-то изобретение, которое можно применить в производстве, то зачастую мы об этом даже не знаем. Поэтому взаимодействие с университетами по развитию новых научных направлений точно не должно происходить без нашего участия. Причем необходимо постоянно анализировать: полезно ли это для нас, сколько будет стоить, какую эффективность принесет. И выбирать те направления, которые применимы, во-первых, к нашему производству. В этом и вижу для себя ориентиры на будущее.
Приведу еще один пример. В медицине используются рентгеноаппараты и томографы. Если последние появились лет 30 лет назад, то рентген-аппараты – уже позапрошлый век. С их помощью наши врачи, к сожалению, могут диагностировать не все заболевания. А есть ли альтернатива? Оказывается, уже разрабатывается технология на основе новых источников излучения, которая позволит проникать практически везде: можно сканировать не только организм (причем без вреда для организма, в отличие от рентгеновского излучения), но и внутреннюю структуру материалов, деталей и так далее. То есть очень широкий спектр применения. В этом направлении уже работают Томский политехнический институт и одна из наших компаний – Северский химический комбинат. И, думаю, мы будем участвовать в программе по производству аппаратов на основе данной технологии, которой еще нет нигде в мире. Считаю, это ноу-хау. И вижу для нас именно такие пути развития.
- Каким видите для себя, команды, предприятия и города главный результат реализации дорожных карт через пять лет?
- Главное – результат подготовки квалифицированных кадров в учебных заведениях с наименьшим сроком адаптации под производственные задачи.
- Хороший ориентир. А если представить, что у вас есть волшебная палочка? Что бы вы загадали для развития среды, поддерживающей раскрытие потенциала каждого?
- Если бы у меня была волшебная палочка, было бы так... Ковров – территория раскрытия талантов. Здесь создана благоприятная социальная среда, организована необходимая инфраструктура, сделаны все социальные объекты. Сюда привлекаются высококвалифицированные кадры на зарплату не ниже московской.
Чего бы я хотел, если есть волшебная палочка? Во-первых, на нашем предприятии на инженерных специальностях работало бы как минимум 30% молодых ребят, с научным складом ума, двигающих производство, предлагающих что-то новое.
Ведь сейчас средний возраст наших инженерных кадров 45 лет. И еще подняли до 65 лет пенсионный возраст. Усугубили проблему. А как устроена психология человека? Очень мало тех, кто после 40 лет решится на что-то новое, да еще и будет получать от этого удовольствие. А в 26 лет – как у парня, про чей стартап я рассказывал ранее, – глаза горят. Ему нравится то, чем он занимается. Очень нравится!
И нам нужна именно такая «свежая кровь» – квалифицированная, научно-образованная, осознанная и осознающая, что происходит в мире. Чтобы не перенимать чей-то опыт, а двигать собственные разработки. Уже давно надо идти дальше. В направлениях микроэлектроники, роботостроения... Например, японцев мы будем догонять еще лет 20 точно. Потому что там науку двигает именно молодежь. Так, среди школьников постоянно проводятся конкурсы по робототехнике, программированию, микрочипированию и так далее. Этого нам и не хватает – специалистов, которые были бы способны конкурировать на рынке. А лучше... Махнул палочкой – и у нас появились бы мальчишки и девчонки, умнее и успешнее японцев и американцев... Кремниевая долина отдыхала бы.
- Что вы пожелаете руководителям предприятий, которые реализуют дорожные карты на своих территориях, и тем, кто только задумывается над созданием таких карт?
- Я бы рекомендовал пополнее и поконтактнее взаимодействовать между собой, участвовать во всех мероприятиях, обмениваться опытом. Что-то мы наработали, что-то они придумали. У нас запущены определенные направления, у них – другие. Но зачастую мы не знаем, кто и что делает.
Вот это порекомендовал бы даже Корпоративной Академии: чаще объединять такие усилия – как с инициативой «Миссия: Таланты» – и собирать вместе руководителей, которые участвуют в подобных проектах.