Российские школьники представили проекты и технологии для «Росатома»

04.07.2025 07:50

В образовательном центре «Сириус» завершился пятый сезон Всероссийской программы «Сириус. Лето». Госкорпорация «Росатом» традиционно выступила партнером и предоставила научно-технологические задачи по темам, актуальным для атомной промышленности.

В этом году 36 школьников и студентов решали шесть задач от предприятий атомной отрасли. Одна из них — разработка механизма-захвата для роботизированного комплекса, осуществляющего работы по демонтажу графитовых блоков от АО «НИКИЭТ». Участники проекта должны были представить расчёты, чертежи, создать 3D-модели и макет устройства для демонтажа фрагментированных блоков графитовой кладки реакторов типа РБМК-1000. Команда предложила идею, как безопасно извлечь такие блоки, напечатала детали захвата на 3D-принтере, сделала макет графитового блока и специальный канал для осмотра внутренней части, после чего оценила работоспособность захвата на макете.

Другой проект команды, выполненный по задаче от АО «НИКИЭТ» — модернизация программы для анализа данных по активации графитовой кладки реакторов и оптимизации её демонтажа при выводе АЭС из эксплуатации. Школьники усовершенствовали программное средство Graphite Reactor Analyzer, добавили в него алгоритм, определяющий оптимальную последовательность разборки графитовых блоков. Свою разработку ребята уже представили на Всероссийском конкурсе научных работ школьников «Юниор» в НИЯУ МИФИ (г. Москва) и на отчетном мероприятии в Фонде поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение» в г. Екатеринбурге.

Ещё одной задачей для участников программы стало повышение эффективности работы технического водоснабжения АЭС от филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Нововоронежская атомная станция. Команда представила свой проект, направленный на улучшение системы её охлаждения. Школьники предложили использовать специальный теплообменник с жидким азотом, который автоматически включается, когда температура воздуха поднимается выше 30°С — это особенно актуально для атомных станций, работающих в жарком климате. Идея с жидким азотом полностью оригинальная. Эксперты «Росатома» уже оценили эту концепцию и дали советы по её развитию.

В рамках «Сириус. Лето» также решалась задача по проектированию сплавов для использования в атомной энергетике от АО «НИИ НПО «ЛУЧ». Команда школьников изучала процесс проектирования сплавов на примере создания реакторного циркониевого сплава. Проектирование сплавов — важное направление в материаловедении, позволяющее создавать на базе уже известных соединений новые, с улучшенными свойствами. В рамках проекта участники команды с помощью специальных программ моделировали свойства циркониевых сплавов с добавлением скандия и кремния.

Одной из самых трудных, но не менее интересных задач стал проект от ООО «СП «Квант» (Росатом – Квантовые технологии) – «Численное моделирование квантовой системы».

Данный проект нацелен на исследование и понимание поведения квантовых систем посредством численных методов и компьютерного моделирования. В рамках данного проекта участники занимались разработкой и применением численных методов для решения квантовых задач, таких как решение уравнения Шрёдингера. Конечным продуктом данного проекта стал разработанный программный код для моделирования динамики квантового осциллятора.

«Самое важное в подобных проектах — заинтересовать школьников техническими специальностями и познакомить начинающих исследователей с реальными кейсами от будущих работодателей. Все задачи, над которыми работали участники, действительно актуальны и востребованы в атомной отрасли. Например, решения, предложенные в рамках проекта “Повышение эффективности работы технического водоснабжения АЭС”, могут быть реализованы при модернизации соответствующих систем. Важно отметить, что работа с участниками наших проектов продолжается и после завершения программы. Мы приглашаем их в программу сопровождения талантливых школьников и студентов, где они могут ближе познакомиться с деятельностью Госкорпорации, напрямую пообщаться с представителями дивизионов и узнать о дальнейших карьерных возможностях. Многие из них впоследствии становятся участниками программ стажировок и практик, членами молодежные сообществ “Росатома”», — говорит машинист-обходчик по турбинному оборудованию 8 разряда Нововоронежской АЭС Георгий Башкиров.
В рамках программы участники также решали задачи, связанные с улучшением качества жизни сотрудников атомной отрасли. Школьникам было предложено разработать игру для популяризации здорового образа жизни среди офисных работников и сотрудников мониторинговых центров предприятий «Росатома». Задачу представили эксперты МОКБ «Марс» - филиала ФГУП «ВНИИА». Её концепция — в использовании спортивного инвентаря и планшета с приложением, оснащённым искусственным интеллектом. Приложение позволяет фиксировать выполненные упражнения, анализировать уровень активности участников и награждает за достижения.

Участие в программе было очным — в лабораториях университетов и научных центров, а также дистанционным — онлайн, вместе с ребятами из разных регионов. За каждой школьной командой был закреплен студент-наставник, который помогал разобраться в теме, выстроить план работы и его реализовать.

Шестой сезон «Сириус. Лето» стартует уже в августе: сначала будет открыт приём задач от компаний, в сентябре будут определены наставники, а в октябре школьники смогут выбрать проект и начать работу.

Для справки:

Всероссийская программа «Сириус.Лето: начни свой проект» проводится для вовлечения талантливой молодежи в работу над актуальными задачами российской науки и приоритетными для развития регионов технологиями. Заказчиками работ выступают партнеры «Сириуса» – индустриальные компании и научно-исследовательские институты страны.

Программа проходит при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Участниками «Сириус.Лето: начни свой проект» стали школьники 8-11 классов и студенты ведущих региональных вузов.  

Программа направлена на помощь старшеклассникам в поиске задач для проектной работы в следующем учебном году. Школьнику был подобран наставник из числа студентов старших курсов, магистрантов и аспирантов базовых вузов, который помогал погрузиться и разобраться в задаче. Он сопровождал школьника в течение учебного года. Консультантами наставников по каждой проектной задаче стали отраслевые эксперты компаний-участников, которые смогли смогли оценить результаты выполняемых работ на финальных защитах.

Госкорпорация «Росатом» сотрудничает с Образовательным Фондом «Талант и успех» в рамках реализации совместной дорожной карты, а также оказывает поддержку в области экспертизы углубленных образовательных программ для школьников, включая участие предприятий и экспертов атомной отрасли в мероприятиях Фонда.