Как работают вакцины от COVID-19 и зачем нужна прививка: на вопросы отвечает врач и научный журналист А.В. Водовозов

01.07.2021 17:09

Вакцинация от COVID-19 идет полным ходом, но вопросов вокруг нее становится все больше. Как работают российские вакцины, спасет ли прививка от новых штаммов вируса и кого защищает вакцинация? Об этом рассказывает Алексей Водовозов, врач-терапевт высшей квалификационной категории, токсиколог, научный журналист и медицинский блогер, в беседе с Иваном Полищуком, директором Центра развития культуры безопасности Корпоративной Академии Росатома.

Как работают российские вакцины?

Напомним, в России зарегистрировано 4 вакцины: векторные «Спутник V», «Спутник Lite» (НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи), пептидная «ЭпиВакКорона» (ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора), инактивированная «КовиВак» (ФНЦИРИП им. М. П. Чумакова РАН). Еще около 10 находятся в разработке.

«Спутник V» – это векторная вакцина мирового уровня. Она состоит из двух аденовирусных векторов. Берется вирус, из его генома вырезают участок, отвечающий за размножение. Вирус становится стерильным и не может себя воспроизводить. На это место ставят ген, отвечающий за синтез S-белка SARS CoV-2.

То есть в организм не вводят ни одной части коронавируса – только небольшой участок гена, который позволяет клетке временно синтезировать поверхностный S-белок, то есть антиген. Есть миф, что этот ген может встроиться в нашу ДНК, но на самом деле это не так. Информация не сохраняется в нашем организме. Кроме того, как только иммунные Т-клетки распознают этот синтез, клетка будет уничтожена.

Таким образом векторная вакцина задействует два звена иммунитета – антительный и клеточный.

«КовиВак» – это классическая вакцина. При ее создании происходит инактивация – мы берем целый вирус, обрабатываем его химическим веществом так, чтобы он перестал быть активным, но иммунитет продолжал его распознавать. В таком случае клеточный иммунитет будет стимулироваться в меньшей степени, зато антительный будет очень хороший.

Обратите внимание: сегодня эта вакцина, впрочем, как и все основные в мире, проходит третью фазу.

С вакциной «ЭпиВакКорона» ситуация несколько сложнее.

«Пока что нет достаточной доказательной базы, на основании которой мы могли бы однозначно сказать - да, вопросов к производителям нет, нейтрализующие антитела есть, клеточный иммунитет активируется, всё отлично, – рассказывает эксперт. – В мире было 6 попыток создать аналогичную вакцину, ни одна не увенчалась успехом. Она тоже дает только антительный ответ, и настораживает, что антитела, которые производит эта вакцина, определяются только тест-системой, которую изготавливает производитель вакцины».

Не лучше ли переболеть и получить иммунитет, чем привиться?

Нет. Как подчеркивает Алексей Водовозов, действие вакцин хорошо известно, изучать их можно в любых условиях. С вирусом не все так однозначно, до конца непонятно, как он функционирует. Единственное, что ясно, – КОВИД-19 поражает все органы и системы за счет того, что нападает на две важные системы организма – иммунную и свертывающую систему крови.

Сегодня все последствия инфекции объединены под одним термином – постковидный синдром. От него страдают, по разным данным, примерно от четверти до трети переболевших. Симптомы сохраняются от 12 недель и до 10-12 месяцев, дальнейших наблюдений попросту еще нет.

Постковидный синдром – это целые группы симптомов: одышка, кашель, сильная слабость, низкая сатурация; искажение вкуса/запаха, боли, глотание; а также расстройство когнитивных функций – концентрации, внимания, памяти и др.

«Это огромная проблема, и мы не понимаем, как с этим бороться», – признается Алексей Водовозов.

Будет ли вакцина эффективна при мутациях вируса?

Существуют британский, южноамериканский, южноафриканский штаммы, два индийских. Вирус эволюционирует, это естественный процесс. И вакцинироваться надо, чтобы прекратить эволюцию вируса. Чем быстрее люди привьются в рамках хотя бы одной страны, тем быстрее прекратятся эти мутации.

«И у переболевших, и у вакцинированных будет гораздо меньше шансов столкнуться с таким вариантом вируса, с которым иммунитет не справится», – подчеркивает Алексей Водовозов.

Кроме того, специфика векторной вакцины в том, что при мутации вируса не придется создавать ее с нуля. Необходимо просто взять участок гена нового вируса – и встроить его на нужное место. По словам разработчиков вакцин, в таком случае на создание нового препарата понадобится несколько недель и небольшое клиническое исследование. Ведь сама вакцина, по сути, не изменится.

Три причины для вакцинации от COVID-19

Когда мы говорим о вакцинации, мы решаем 3 задачи.

Первая – снизить риски для себя. Да, ни одна вакцина не дает 100%-ной защиты, но даже 80-95% – это уже хороший показатель.

Вторая – прекратить циркуляцию вируса внутри нашей популяции, сформировать популяционный иммунитет.

И третья задача – защитить других. Есть люди, которым противопоказаны любые вакцины. Это очень тяжелые состояния (например, после пересадки органов, лучевая болезнь, иммунодефициты).

«Таких людей немного, но мы, прививаясь, как бы встаем в шеренгу и закрываем их собой. Вирус туда не пробьется», – объясняет спикер.

Полную версию интервью с Алексеем Водовозовым можно найти здесь.

Ранее на вопросы о коронавирусе отвечал Антон Ершов, д. м. н., профессор кафедры патофизиологии МГМУ имени И.М. Сеченова. Со статьей можно ознакомиться здесь.

#ГдеРосатом_ТамБезопасно