Перезагрузка понятия «работа»

Тренды на рынке труда, усиленные пандемией, заставляют компании задумываться о смене парадигмы в управлении персоналом и становиться человекоцентричными. Подробнее об этом расскажет Гульнара Биккулова, заместитель генерального директора  Корпоративной Академии Росатома.

По данным исследовательской компании Gallup, только каждый пятый опрошенный в мире работает заинтересованно и с вовлеченностью. И хотя эта доля за последнее десятилетие значительно увеличилась (с 12% в 2008 году до 20% в 2020 году), получается, что преобладающее большинство респондентов подходят к своей работе крайне формально[1].

Другой настораживающий тренд - работающие люди все чаще испытывают негативные эмоции: тревогу, стресс, злость и печаль. Процент таких людей стабильно растет. Так, доля тех, кто в опросе отвечал, что недавно испытывал стресс, выросла на 11 п.п. за десятилетие (с 32% в 2010 году до 43% в 2020 году)[2].

Что это означает для компании? Преобладающее большинство не заинтересованных в работе сотрудников будут тормозить рост производительности, препятствовать внедрению инноваций и организационным изменениям. Учтем еще, что эти сотрудники находятся в плохом настроении. В такой ситуации любая новая идея, проект, план развития, с высокой долей вероятности, будут встречены скептично или обречены на провал.

Стоит вспомнить, что почти два года мир живет в ситуации чрезвычайного положения в связи с пандемией COVID-19. Пандемия заставила переосмыслить отношение людей к рациональным основам рабочих обязанностей. Показательно исследование McKinsey & Company, опубликованное весной 2021 года, — 40% сотрудников были намерены в ближайшее 3-6 месяцев сменить место работы, из них преобладающее большинство (64%) готовы были уволиться, не имея предложения о работе[3].

Профессор университета Сингулярности, автор книги «Новые правила работы», Гэри Боллес уверен, что наступило время перезагрузки понятия «работа». Концепция работы как средства зарабатывания денег больше не вдохновляет и не стимулирует людей. Работа и ее результаты должны иметь смысл и приносить пользу обществу и миру. Задача по поиску этих смыслов возлагается на компании. Они должны создавать и транслировать ценности через бизнес-процессы, продукты и решения, должны стать человекоцентричными.

В фокусе таких организаций находятся интересы работника, коллектива и общества в целом. В них создаются условия для карьерного роста, обучения и личного благополучия сотрудников. При этом человекоцентричные компании хотят быть полезными и обществу на территориях ведения своей деятельности. Для них важны ценности как по развитию корпоративной ответственности, так и социальной.


человекоцентричность

Очевидно, что организации могут находиться на различных стадиях принятия человекоцентричного подхода как части своей стратегии — от формального выполнения обязательств перед сотрудниками в соответствии с трудовым законодательством до осознанной работы над раскрытием потенциала и развитием креативности своих специалистов.

Существует ли золотая середина человекоцентричности, где тот бенчмарк, на который хочется равняться? Для ответа на этот вопрос Корпоративная Академия Росатома совместно с научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и консалтинговой компанией Boston Consulting Group запустила исследовательскую инициативу «Индекс человекоцентричности компаний». В рамках проекта будут изучены практики человекоцентричности в российских и зарубежных компаниях, создана база данных и выявлены актуальные бенчмарки.

Подробнее о презентации индекса человекоцентричности на ЭКСПО-2020 в Дубае, можно почитать здесь.


Продолжение следует...


Ссылки в тексте:

[1] https://www.gallup.com/workplace/349484/state-of-the-global-workplace.aspx#ite-350777

[2] https://www.gallup.com/workplace/349484/state-of-the-global-workplace.aspx#ite-350777

[3] https://www.mckinsey.com/business-functions/people-and-organizational-performance/our-insights/great-attrition-or-great-attraction-the-choice-is-yours