«Они думают о счастье всей планеты…»

Что каждому руководителю отрасли важно знать о молодом поколении атомщиков? Экспертный материал директора Центра по работе с вузами и выпускниками Академии Росатома Татьяны Беляевой.

Росатом сегодня входит в число самых престижных работодателей среди молодежи в стране. Каждый год в атомную отрасль приходит более 1000 выпускников вузов и около 3500 студентов проходит практику на наших предприятиях. Но судя по обратной связи, которую мы получаем от ребят, существует большой разрыв между их ожиданиями и реальной обстановкой на местах.

Часто причиной разочарования становится первый опыт общения с линейным руководителем или наставником. Почему так происходит?

Росатом сегодня входит в число самых престижных работодателей среди молодежи в стране. Каждый год в атомную отрасль приходит более 1000 выпускников вузов и около 3500 студентов проходит практику на наших предприятиях. Но судя по обратной связи, которую мы получаем от ребят, существует большой разрыв между их ожиданиями и реальной обстановкой на местах.

Я часто слышу от представителей беби-бумеров или Х-ов*, что сегодняшние разговоры о разнице поколений – ажиотаж на пустом месте. На самом деле, теория поколений пользуется большой популярностью у менеджеров мировых компаний, потому что объясняет особенности разных возрастных групп. Если вы понимаете психологию сотрудников, их ценности, мотивацию – значит у вас есть рычаги управления, которые позволят создать по-настоящему эффективную команду.

Для миллениалов и поколения Z очень важны коммуникации. Хотите вы этого или нет, нужно научиться вести неформальные беседы с молодыми сотрудниками. Разговоры «ни о чем» помогут им чувствовать себя комфортно. Для поколения, выросшего в атмосфере благополучия и свободного общения, состояние комфорта является основой. Именно в такой атмосфере они готовы работать над сложными задачами. Если вы будете игнорировать эту потребность, сотрудник просто уйдёт, потому что дефицит коммуникаций для него недопустим.

Три года назад мы анализировали, куда трудоустроились победители турнира «ТеМП», и сделали для себя открытие – из 30% участников, которые предпочли другого работодателя, 15% выбрали вузы. Сейчас эта тенденция укрепляется. Почему? Просто выпускники остаются в привычной и комфортной для себя среде.

Когда мы спрашиваем студентов, откуда они узнали о Днях карьеры или ТеМПе, 60% отвечают – от преподавателей на кафедре. Это значит, что для сегодняшней молодежи большое значение имеет авторитет взрослого. Они готовы идти за человеком, который вкладывается в них как в личность.

Главное найти правильный ключ к мотивации. Если вы будете рассказывать молодым сотрудникам, что через 10 лет построите новую атомную станцию – вряд ли их это воодушевит, скорее испугает. Они не воспринимают долгосрочные задачи, потому что не мыслят большими горизонтами. Молодежь живет в мире без границ – изучает языки, путешествует, зарабатывает деньги и все время ищет новые возможности для самореализации. Они понимают, что завтра может все измениться, и хотят видеть результат своего труда здесь и сейчас. Поэтому, когда вы декомпозируете КПЭ молодому специалисту, лучше разделять этапы работы на кварталы и договариваться о выполнении краткосрочных задач.

При этом задачи должны оставлять место для творчества и интеллектуального поиска, потому что представители молодого поколения любят генерировать идеи. Росатом дает возможность решать сложные и интересные задачи – это одно из наших важнейших преимуществ в глазах молодежи. Как руководитель я понимаю, как трудно доверить сотруднику без опыта ответственный проект. Но привлекать к обсуждению, давать возможность предлагать свои идеи – это тоже хороший способ мотивации. Главное проявить эмпатию, не оттолкнуть и не убить инициативу.

Сегодня в отрасли работает порядка 80 000 молодых специалистов. Представьте, что каждый из них разработает свой ПСР-проект. Вот она – философия ПСР в действии. Причем ребят даже не нужно дополнительно мотивировать, так как их вдохновляет сама возможность работать для общей пользы.

Дело в том, что для миллениалов и поколения Z важно счастье, и не только личное. Сегодняшние студенты и школьники думают о счастье других людей, о счастье всей планеты. Они часто задают вопросы: «А как моя работа повлияет на экологию страны или мира? Как я смогу помочь жителям моего города?» Учитывая, что Росатом – это корпорация знаний и высоких технологий, нашим молодым сотрудникам важно осознавать значимость своей работы, даже когда они выполняют рутинные задачи. Это и есть главный секрет успеха нового поколения Росатома.