О роли руководителя в роли ментора, о возможностях неформального управленческого наставничества рассказывает директор центра развития Управленческого кадрового резерва Корпоративной Академии Росатома Галина Богданова.
Раскрытие потенциала сотрудников, расширение перспектив и горизонтов, умение вдохновить и поддержать в движении вперед – важные компетенции лидера XXI века. В новом бизнес-контексте умение развивать людей и искренняя заинтересованность в росте команды – один из ключевых навыков руководителя.
В последнее время все больше руководителей начинают выступать в роли менторов для менее опытных сотрудников отрасли. Причем не только в роли неформальных наставников – советчиков, но и принимают на себя «официальный» статус ментора. Они начинают активно заниматься раскрытием потенциала человека, развитием его мышления, самостоятельности, помощью в расширении горизонтов и создании новых возможностей.
Менторинг – вид неформального управленческого наставничества; целенаправленные развивающие отношения, основанные на обмене опытом, мудростью и знаниями и направленные на раскрытие возможностей. Это добровольная помощь одного человека другому в совершении значительных переходов между уровнями знания, работы или мышления. Соответственно, ментор – это человек с личным опытом успеха, которым он готов поделиться со своим менти (подопечным, «ведомым»); человек, который поддерживает обучение и развитие своих подопечных (как правило, ментор – это состоявшийся руководитель с богатым опытом, знаниями, компетенциями, который находится на 2-3 иерархические ступени выше, чем менти). Ну а менти – это человек, который стремится развиваться и двигаться вперед и готов принимать помощь, советы и поддержку ментора путем совместной работы по раскрытию своего потенциала.
Менторинг – максимально неформализованный и свободный стиль наставничества. Сценарии встреч ментора и менти могут быть различными. Когда человек решает стать ментором, им, как правило, движет искреннее стремление содействовать развитию другого человека, чей потенциал видит ментор, и через это сотрудничество развиваться самому. Когда мы воплощаем в жизнь свои ценности, мы наполняемся энергией и вдохновением, которые дают нам самим стимул двигаться и развиваться.
Почему менторинг становится всё более и более популярным? Что он дает сторонам, участвующим в процессе? И правда ли, что в менторинге пользу получают все, а не только менти?
Со стороны может показаться, что в отношениях «ментор – менти» существует значительный перекос. Ментор отдает явно больше, и практически ничего не получает взамен. Однако наши наблюдения показывают, что это не так. Ментор и менти, работая над задачей раскрытия потенциала последнего, много учатся друг у друга - происходит взаимное обогащение. Кажется удивительным, но весомую пользу от занятий менторингом получают как менти, так и ментор.
В ноябре 2020 года 410 отраслевых менторов и менти приняли участие в опросе, организованном Корпоративной Академией Росатома. Один из вопросов был про преимущества, которые стороны получают в процессе менторинга. Менторов попросили ответить, что движет ими в работе с менти.
Они перечислили основные мотиваторы, а также те преимущества, которые они видят в этих отношениях для себя. И таких оказалось немало! Тремя самыми популярными ответами отраслевых менторов оказались:
- возможность делиться и «возвращать»;
- возможность оказать положительное влияние на жизнь другого человека;
- возможность транслировать ценности и влиять на стандарты работы и отношение к делу.
С небольшим отрывом следуют:
- усиление собственных компетенций, связанных с обучением и развитием;
- возможность получать положительные эмоции от взаимодействия с менти;
- систематизация собственных знаний и опыта.
Замыкают список преимуществ, которые получают менторы, работая со своими менти:
- возможность посмотреть на ситуацию в бизнесе глазами другого человека;
- осознание того, что оказываешь помощь в становлении бизнес-лидера;
- возможность получать информацию «без фильтров».
Наблюдения более, чем позитивные. Поэтому не бойтесь становиться менторами, делиться своими знаниями и навыками. Как показывает опыт, эти отношения обогащают обе стороны, вовлеченные в процесс.