Тренер-консультант Корпоративной Академии Росатома Станислав Косач с опытом более пяти лет в сфере формирования и развития личных брендов в политике и бизнесе рассказывает о действенных техниках эмоционального повествования.
Почему истории?
А вы замечали, что даже самое серьезное и официальное выступление становится интереснее если в нем рассказывается история, пример или притча. Но почему?
Во-первых, мы с самого детства слышим истории – сказки, художественные книги и фильмы. Даже в древности самые ценные знания передавались через истории – как добыть огонь, как сеять поле и т.д. Мы привыкли к тому, что истории – это познавательно, интересно и полезно.
Во-вторых, любая история – это всегда интрига. Нам нравится следить за острым сюжетом и находить ответы на свои вопросы.
В-третьих, большинство слушателей просто не ожидает в ходе панельной дискуссии или в череде годовых отчетов услышать историю. А значит, на нас работает еще и эффект неожиданности.
История, рассказанная во время выступления, наполняет его эмоциями, приковывает внимание и, что очень важно, сближает спикера и аудиторию. Особенно если история рассказана ярко. Основываясь на статьях Фион Линдсей – международного специалиста по контенту – мы собрали для вас четыре техники сторителлинга, которые себя отлично зарекомендовали в отрасли. Именно они помогут рассказать вашу историю интересно и не оставить слушателей равнодушными.
Техника 1. Мономиф
Эта структура повествования встречается во многих народных сказках и мифах со всего мира.
Герой покидает родной дом и отправляется в трудное путешествие. Он движется в неизвестность, полную загадок и опасностей. После долгого и трудного путешествия герой возвращается домой, обретя заслуженную награду или мудрость, которая будет служить на пользу его родному дому.
Использование мономифа в сюжете поможет вам объяснить, как вы достигли тех или иных результатов и какие преграды вы преодолели в пути.
Пример использования техники смотрите на видео:
Техника 2. Гора
Структура служит для отображения драматизма и напряжения в истории. Отличие этой техники в том, что она не обязательно подразумевает счастливый финал. Первая часть истории служит завязкой, затем следует основное повествование, которое чередой событий и препятствий подходит к кульминации и затем к завершению истории.
Пример использования техники смотрите на видео:
Техника 3. В середине дела (in medias res)
Это такое построение истории, когда повествование начинается в разгар действия, до того как вы опишите, как сюжет пришел к этим событиям.
Бросайте аудиторию в самый центр напряженных событий – и ваша аудитория будет с интересом ждать продолжения рассказа, чтобы узнать, что происходит и расставить все точки над i. Начните с середины или даже конца истории, а затем расскажите, как вы к этому пришли. Интрига – вот наш главный помощник. Но будьте осторожны — не выдавайте слишком много информации сразу, иначе интерес потеряется.
Пример использования техники смотрите на видео:
Техника 4. Ложный старт
Техника, в которой история начинается, казалось бы, предсказуемо. Но затем, совершенно неожиданно для аудитории, структура сюжета нарушается, и запускается совершенно новый сценарий. Таким способом достигается эффект «шокирования» аудитории. Сначала слушатели пребывают в расслабленном состоянии, повествование, казалось бы, не предвещает ничего для них неожиданного, но затем вектор рассказа резко меняется, и все переворачивается с ног на голову.
Такой формат построения истории подходит, чтобы рассказать о том, как на вашем пути к цели возникло препятствие, которое заставило переосмыслить всю ситуацию целиком.
Пример использования техники смотрите на видео:
Как подготовить историю?
1. Ответьте на вопрос «Для чего мне нужна история в этом выступлении?»;
2. Вспомните подходящий к выступлению пример или ситуацию;
3. Подробно опишите ситуацию на бумаге – во всех деталях;
4. Выберите наиболее подходящую под историю и задачу технику;
5. Напишите сценарий истории в выбранной технике;
6. Добавьте яркие и значимые детали, «приправьте» историю юмором;
7. Перечитайте и уберите все лишнее;
8. Заучите историю наизусть;
9. Готово! Можно смело вписывать историю в свое публичное выступление.