Что такое small talk и как его вести?

Тренер-консультант Корпоративной Академии Росатома Александр Липатов рассказывает о том, как установить контакт, успешно провести легкую беседу с коллегами и партнерами и оставить о себе приятное впечатление.

 Довольно часто на кофе-брейках конференций, в начале переговоров или на корпоративных мероприятиях нам приходится вести так называемый small talk – легкую беседу с коллегами или партнерами. Однако эта, на первый взгляд, простая задача порой оказывается настоящим испытанием, вызывающим множество вопросов: как подойти, о чем спросить, как не сказать лишнего и не поставить себя или собеседника в неловкое положение и как, наконец, органично завершить разговор?

Давайте разберемся, как научиться вести small talk и в чем состоит польза этого инструмента коммуникации.

Small talk — навык по ведению легкой беседы. Это умение быстро сориентироваться и найти тему для разговора, когда говорить не о чем, причем так, чтобы заинтересовать визави и оставить приятное впечатление от диалога.

Впервые термин small talk был введён британским антропологом Брониславом Малиновским в 1923 году. Он причислил умение вести легкую беседу к разряду социальных навыков, которыми должен владеть каждый человек.

Цель «маленького разговора» — установить связь между собеседниками или оратором и группой.


Как успешно провести легкую беседу?

  •  Готовьтесь заранее

Собираясь на конференцию или еще куда-то, где может понадобится вести беседу с незнакомыми людьми, постарайтесь узнать побольше об организациях и людях, которые будут там присутствовать. Если в беседе вам удастся упомянуть и похвалить проекты конкретного человека или компании, симпатия вам обеспечена. Только удостоверьтесь в том, что упоминаемый проект действительно успешен, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение.

  •  Установите зрительный контакт и улыбнитесь

Улыбка и взгляд сообщат о доброжелательности намерений и обратят на вас внимание собеседника раньше, чем вы начнете говорить.

  •  Представьтесь и узнайте имя собеседника.

Если вы хотите пообщаться с незнакомым человеком, самым естественным будет представиться самому и узнать имя вашего визави. Иногда для того, чтобы узнать имя собеседника, достаточно прочитать надпись на бейдже, а порой требуется задать соответствующий вопрос.

  • Помогите или попросите помощи.

Этот прием отлично работает на больших мероприятиях. Помощь становится хорошим поводом для начала разговора. Вы можете подсказать коллеге путь до секционного зала или попросить ручку. Помните, просьба или предложение помощи естественны и всегда вызывают отклик.

  •  Найдите общие темы для разговора.

Если у вас нет общих профессиональных тем с собеседником, всегда можно обсудить погоду, пробки\транспорт и т. д. Ищите точки соприкосновения – знакомые («О, в вашей компании я знаю N»), география («Я бывал в вашем городе»), кухня, спорт и т. д.

  •  Темы-табу

Помните, что есть темы, которых лучше избегать – религия, политика, личная жизнь, зарплата, сплетни и, наконец, жалобы! Никто не хочет слушать нытье.

  •  Соблюдайте простые правила поведения

Спрячьте телефон, смотрите в глаза (комфортное время зрительного контакта – до 5 секунд), проявляйте интерес к словам вашего визави. Не перебивайте собеседника. Избегайте продолжительных монологов — после одного-двух предложений обращайтесь к собеседнику с ответным вопросом.

  •  Старайтесь обменяться контактами

Помните, на деловые мероприятия люди приходят для поиска новых полезных связей. Если вы понимаете, что область ваших профессиональных интересов пересекается (даже если это прямой конкурент), постарайтесь обменяться контактами – для этого хорошо иметь электронную визитку (содержащую QR-код)


Как закончить small talk?

Легкая беседа — это непродолжительный диалог, занимающий не более 5-10 мин. Затягивать его не стоит. Для того, чтобы вежливо завершить разговор, можно сослаться на срочный звонок или необходимость помочь руководителю («Извините, я обещал помочь коллеге со слайдами перед выступлением. Было приятно познакомиться! Еще увидимся»).

Не стесняйтесь подходить к незнакомым людям и заводить разговор. Помните, легкая беседа – такой же навык, как и вождение автомобиля, он требует постоянной практики!