Барьеры горизонтального взаимодействия

Генеральный директор Корпоративной Академии Росатома Юлия Ужакина рассказывает об особенностях горизонтального взаимодействия.

Никто не спорит с тем, как важно работать в тесном горизонтальном взаимодействии. От этого выигрывают все – клиенты быстрее получают то, что им нужно, сложные вопросы решаются без избыточного «хождения наверх», общение в коллегами доставляет удовольствие.

Разобщенность, наоборот, удлиняет процессы, забирает силы на преодоление сопротивления, снижает удовлетворенность результатом, который получен не благодаря, а вопреки. Разобщенность может привести и к более серьезным для компании последствиям. «Если какая-то компания страдает от разобщенности, это обязательно открывает возможности перед кем-то другим», - пишет в своей книге «Синдром шахты» Джиллиан Тетт. Так случилось в свое время с корпорацией Sony, которая из-за разобщенности между подразделениями уступила Apple свое лидерство в сегменте плееров. Разработки Sony дублировали друг друга, тогда как в Apple отсутствовали внутрикорпоративные барьеры и все подразделения работали над новинкой совместно.  

Есть корпорации, где горизонтальное взаимодействие работает. Например, Facebook. Вы думаете, там работают какие-то особенные люди? Нет, такие же как мы с вами. Просто Facebook так боится разобщенности, что проводит специальную профилактику по укреплению горизонтального взаимодействия. На первый взгляд, их усилия выглядят настоящим расточительством. Например, каждый (это не опечатка) новичок вне зависимости от должности и возраста проходит «учебку» - шестинедельный (это тоже не опечатка) вводный курс в небольшой группе. Члены группы потом работают в разных подразделениях, но завязавшиеся в «учебке» отношения сохраняются,  и рабочие вопросы решаются быстрее. В Facebook много площадок для кросс-корпоративного общения – конференции, митапы, командные сессии и пр. Культура открытых дискуссий, где каждый имеет возможность свободно высказаться, поддерживается руководством. Похожие форматы кросс-корпоративного общения и обратной связи с особым вниманием пестуются и в General Electric. «Любыми доступными способами нужно выбираться из наших нор на плодородную почву общих интересов и обмена информацией», - предупреждает всех Джоселин Голдфейн, руководитель проекта «Лента новостей» Facebook. Все руководители корпораций, где горизонтальное взаимодействие работает, или, наоборот, кто пострадал от его отсутствия, утверждают, что само собой оно не устанавливается, его нужно постоянно поддерживать. 

По мнению Мортена Хансена, автора книги «Коллаборация», профессора Университета Беркли, каждая компания может столкнуться с четырьмя барьерами горизонтального взаимодействия: «Собака на сене», «Все, что не мое – чужое (плохое)», «Попробуй найди», «Я бы рад, да не умею». В Росатоме, по данным исследования Корпоративной Академии, самый сильный барьер - «Собака на сене». Люди не хотят помогать коллегам и делиться информацией из страха утратить статус носителя уникальной экспертизы, или из-за высокой конкуренции между подразделениями, или им просто некогда, потому что они сфокусированы на своих личных задачах и КПЭ. При этом, в Росатоме немало примеров, когда организации объединяют усилия для выпуска нового продукта, для подписания важного контракта, для решения проблемы клиента. Кросс-корпоративные связи укрепляются и в рамках обучения в Корпоративной академии, среди резервистов, глобализаторов, участников AtomSkills. Людей объединяет совместно пройденный опыт, обучение в этом смысле – прекрасная основа для дальнейшего горизонтального взаимодействия.  

Еще один универсальный инструмент для укрепления горизонтального взаимодействия, помимо общего опыта, это диалог. Но только в сочетании с намерением упорно искать решение, которое устроит все стороны процесса и, прежде всего, клиента – внутреннего или внешнего. Укреплению диалога очень способствуют вопросы «Какую задачу решаем? Какие еще есть варианты? Что критично, а что вариативно в задаче?». Порой перевести неконструктивное общение в диалог непросто, особенно когда уже есть «история отношений». Но иногда нужно совершать осознанное усилие, ведь изменения сами собой не происходят.

Пол Такер, известный английский банкир, убежден, что лекарством от разобщенности может стать искреннее желание понять другую сторону. «Слом внутригрупповых барьеров – не последовательность действий, а перестройка склада ума, пробуждение любопытства и уважения к тому, что говорят другие».

Корпоративная Академия Росатома продолжает изучать барьеры горизонтального взаимодействия внутри Росатома. Вы можете помочь нам в этом – ответьте на наши вопросы по ссылке в Интернете, эта информация поможет лучше понять ситуацию и предложить решение.