В Президентском лицее «Сириус» завершилась образовательная программа «Росатома»

02.12.2024 11:30

Ее участниками стали 40 учащихся 9-11 классов российских школ, прошедших конкурсный отбор, а также рекомендованных госкорпорацией

Образовательная программа «Росатома» «Наука. Искусство. Атом» прошла на площадке Президентского лицея «Сириус» с 18 по 24 ноября. Ее организаторами со стороны госкорпорации выступили: АНО «Корпоративная Академия Росатома» и частное учреждение по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации».

# (138).jpg

Программа была направлена на привлечение и создание условий для поддержки талантливых школьников по ключевым для «Росатома» научным направлениям: «Новые материалы и технологии», «Лазерные технологии», «Технологии энергетики будущего», «Термоядерные и плазменные технологии»; а также на формирование интереса высокопотенциальной молодежи к научно-исследовательской деятельности; профориентацию и совершенствование «мягких» навыков.

На образовательных интенсивах по направлению «Термоядерные и плазменные технологии» с помощью опытных наставников предприятий научного блока – Павла Ревякина и Кирилла Сомова – ребята познакомились с историей развития ракетных технологий: от пороха до первого полета человека в космос. Старшеклассники разобрались, в чем преимущества плазменных двигателей по сравнению с химическими и ядерными, и узнали о новейших разработках в области плазменных двигателей. В завершение модуля участники построили самый настоящий космический корабль с инновационными плазменными двигателями и термоядерным реактором на борту!

В рамках направления «Новые материалы и технологии» участники углубили свои знания в области материаловедения. Под руководством эксперта научного дивизиона «Росатома» Эрика Юна они открыли для себя технологии и области применения перспективных углеродных композиционных материалов. Ребята самостоятельно провели исследование о влиянии используемого наполнителя на характеристики изделия из полимерного композиционного материала.

На мастер-классах по лазерным технологиям совместно с экспертом научного дивизиона Егором Радченко старшеклассники прошли путь по стопам великих ученых – от представлений Томсона о структуре атома до создания первого лазера на рубине – и изучили типы лазеров и их применение в нашей жизни. С помощью знаний, полученных за время программы, они самостоятельно нашли применение лазерным технологиям в сфере, где ещё «не ступал» луч лазера. Юные ученые придумали пожарный шлем, оснащенный технологией lidar, для помощи пожарному в ориентации на задымленных локациях. В рамках проектной работы им удалось сделать первые шаги в реализации этой сложной и амбициозной задачи. Ребята продолжат заниматься этим проектом и ещё не раз покажут миру свою уникальную разработку.

«Для меня программа стала уникальной возможностью поработать в одной команде с настоящим ученым, который всегда готов помочь и ответить на любой интересующий вопрос. Кроме того, я познакомился с единомышленниками, завел новых друзей, попробовал свои силы в разработке собственного проекта и понял, что мои идеи могут быть восприняты и реализованы!» – рассказал Андрей Усанин, ученик 11 класса МОУ Инженерная школа города Комсомольска-на-Амуре, участник проекта «Атомная команда».
На лекциях по направлению «Технологии энергетики будущего» эксперты предприятий АО «НИКИЭТ» и АО «ВНИИАЭС» Виктор Азнабаев и Александр Субботин познакомили участников с основами реакторной физики, различными типами реакторных установок и принципами работы АЭС и рассказали о перспективных направлениях развития российской атомной энергетики. В рамках проектной деятельности ребята предложили варианты конструкции тепловыделяющих сборок с облучательным каналом для исследовательских и энергетических реакторов, оценили скорость наработки радиоактивных изотопов, широко применяющихся в науке, медицине и промышленности. После этого школьники создали 3D-модели, а затем с помощью аддитивных технологий собрали демонстрационные макеты сборок.

Особенностью программы стало включение в образовательный процесс трека по развитию творческих способностей ребят, на котором они смогли убедиться, что «ученые не только физики, но и лирики». На протяжении программы участники посещали мастер-классы, а также подготовили спектакли про отцов-основателей атомной отрасли, которые показали на закрытии программы.

Руководитель проектного офиса по кадровым программам в сфере науки и образования частного учреждения «Наука и инновации» Вера Абелинскайте отметила, что участники интенсива уже вошли в «ближний круг» научного блока «Росатома». У них будет возможность продолжить разработку собственных проектов и представить их на конкурсных мероприятиях. А лучшие участники программы смогут присоединиться к наставническому проекту госкорпорации «Атомная команда». Успешное прохождение конкурсных испытаний даст ребятам возможность поступить в ведущие вузы страны, а затем и пройти отбор в Программу научных стажировок для студентов.

«Мы считаем, что интенсивная работа над реальными научными задачами наиболее эффективна для школьников. Ребята не только узнают об отрасли, но и находят свое место в ней и ее масштабных проектах. Научная программа и ее ключевой элемент – проектная работа – дает юным исследователям опыт разработки собственных идей и позволяет сделать первые шаги в профессии под руководством молодых наставников, ученых и инженеров атомной отрасли. А сквозной трек для участников – «атомное искусство» – это уникальная возможность раскрыть свои таланты», – поделилась Вера Абелинскайте.

# (636).jpg

Для справки:

«Дорожная карта» сотрудничества Госкорпорации «Росатом» и Образовательного Фонда «Талант и успех» была подписана 3 декабря 2022 на площадке II Конгресса молодых ученых в Сочи. В рамках ее реализации Росатом курирует магистратуру по направлению «Математическая робототехника и искусственный интеллект», а также участвует в организации образовательных модулей: «Методы управления движением робототехнических систем», «Математические основы робототехники», «Неполноприводные механические системы», «Автономная навигация мобильных роботов», «Частотные методы исследования нелинейных систем», «Методы оценивания, калибровки и комбинации измерений, лаборатории сетевого и серверного инжиниринга» и в организации ФабЛаба быстрого прототипирования на основе отечественных робототехнических систем и производственных технологий. Для студентов университета проводятся практические занятия и выездные стажировки на предприятиях атомного контура.

Правительство РФ и крупные российские компании продолжают расширять спектр решений по раскрытию потенциала студентов и школьников. «Росатом» и его предприятия участвуют в создании базовых кафедр в российских вузах, реализации стипендиальных программ поддержки, крупных образовательных проектов, организации практики и стажировки для студентов с последующим их трудоустройством.