Два года назад Росатом присоединился к международному
движению нулевого травматизма – Vision Zero. Принципы международного движения в
Госкорпорации «Росатом» реализует проект по развитию культуры безопасного
поведения.
Vision Zero появилась в 1997 г. в Швеции как программа по
повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП, но
вскоре показала свою универсальность. Сегодня это целое движение по
профилактике несчастных случаев на производстве.
Проект по развитию КБП
Подход Vision Zero объединяет три направления –
безопасность, гигиену труда и благополучие всех работников компании: от рядовых
работников до руководителей. Получение сертификата VZ в 2019 г. стало для
Росатома точкой отсчета нового проекта по развитию культуры безопасного
поведения (КБП) в отрасли.
Как отмечает директор Центра развития культуры безопасности Корпоративной
Академии Росатома Иван Полищук, проект работает в трёх направлениях. Это
общеотраслевые мероприятия по безопасности труда, обучение и системная работа с
пилотными организациями. Сейчас их девять: три из них вступили в программу в
2019 г. («Маяк», «ЭХП», «АЭМ-технологии»), ещё шесть – в 2020-м («ВНИИНМ им.
Бочвара», ««АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш»», «НЗХК», «ЦКБМ», «Центротех» и
«ГХК»). В 2021 году ее участницами станут еще три предприятия, к 2024 г. их
число увеличится до 21.
Как стать участником?
Чтобы присоединиться к проекту, руководитель организации должен
написать письмо-заявку. Затем компанию ждёт трехлетний цикл по внедрению
культуры безопасности. Методика включает в себя 12 шагов, среди них независимая
диагностика культуры безопасного поведения, формирование дорожной карты,
промежуточные исследования и другие. Но именно «человеческий» подход делает
работу с каждой организацией индивидуальной.
Дорожная карта развития КБП создается в течение первого года
– ее готовят под конкретное предприятие и тестируют в пилотных подразделениях.
Затем она распространяется на остальные подразделения.
Одним из главных факторов в проекте становится личность
руководителя. Создатели программы уверены: именно его интерес, готовность к
диалогу с сотрудниками позволят добиться устойчивых результатов.
Цели проекта
В концепцию Vision Zero входит 7 «золотых правил», внедрение
которых является основной целью проекта. Ключ к соблюдению правил – это создание
атмосферы открытости и доверия.
Оценить атмосферу на конкретном предприятии нужно уже на
первых этапах работы. Первый шаг — это интервью с первым лицом, где он
рассказывает о ситуации в компании, о своих ожиданиях. Затем проводится
анкетирование сотрудников и независимая диагностика. А при сравнении нередко возникают
неожиданные результаты.
По словам разработчиков проекта, зачастую работники
представляют ситуацию более радужной, чем считают руководители — и даже чем они
сами потом лично рассказывают. В некоторых случаях причина в том, что люди
боятся открыто говорить про безопасность. Это значимый индикатор — и такое
отношение нужно менять.