Росатом и Vision Zero: диалог ради безопасности

22.03.2021 00:00

Два года назад Росатом присоединился к международному движению нулевого травматизма – Vision Zero. Принципы международного движения в Госкорпорации «Росатом» реализует проект по развитию культуры безопасного поведения.

Vision Zero появилась в 1997 г. в Швеции как программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП, но вскоре показала свою универсальность. Сегодня это целое движение по профилактике несчастных случаев на производстве.

Проект по развитию КБП

Подход Vision Zero объединяет три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие всех работников компании: от рядовых работников до руководителей. Получение сертификата VZ в 2019 г. стало для Росатома точкой отсчета нового проекта по развитию культуры безопасного поведения (КБП) в отрасли.

Как отмечает директор Центра развития культуры безопасности Корпоративной Академии Росатома Иван Полищук, проект работает в трёх направлениях. Это общеотраслевые мероприятия по безопасности труда, обучение и системная работа с пилотными организациями. Сейчас их девять: три из них вступили в программу в 2019 г. («Маяк», «ЭХП», «АЭМ-технологии»), ещё шесть – в 2020-м («ВНИИНМ им. Бочвара», ««АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш»», «НЗХК», «ЦКБМ», «Центротех» и «ГХК»). В 2021 году ее участницами станут еще три предприятия, к 2024 г. их число увеличится до 21.

«Сегодня во всём мире культура безопасности связана непосредственно с человеком. И мы, в рамках нашего проекта, занимаемся именно поведением человека на производстве», - рассказывает Иван Полищук.

Как стать участником?

Чтобы присоединиться к проекту, руководитель организации должен написать письмо-заявку. Затем компанию ждёт трехлетний цикл по внедрению культуры безопасности. Методика включает в себя 12 шагов, среди них независимая диагностика культуры безопасного поведения, формирование дорожной карты, промежуточные исследования и другие. Но именно «человеческий» подход делает работу с каждой организацией индивидуальной.

Дорожная карта развития КБП создается в течение первого года – ее готовят под конкретное предприятие и тестируют в пилотных подразделениях. Затем она распространяется на остальные подразделения.

Одним из главных факторов в проекте становится личность руководителя. Создатели программы уверены: именно его интерес, готовность к диалогу с сотрудниками позволят добиться устойчивых результатов. 

«Не на всех пилотных участках мы идем равномерно. Здесь важно, насколько мы смогли вовлечь руководителя того или иного подразделения. Его задача – быть амбассадором безопасности, уметь объяснить. И один из основных инструментов, который позволит системно влиять на поведение работников через взаимодействие с руководителем, – это «диалог о безопасности». - признается Иван Полищук.

Цели проекта

В концепцию Vision Zero входит 7 «золотых правил», внедрение которых является основной целью проекта. Ключ к соблюдению правил – это создание атмосферы открытости и доверия.

Оценить атмосферу на конкретном предприятии нужно уже на первых этапах работы. Первый шаг — это интервью с первым лицом, где он рассказывает о ситуации в компании, о своих ожиданиях. Затем проводится анкетирование сотрудников и независимая диагностика. А при сравнении нередко возникают неожиданные результаты.

По словам разработчиков проекта, зачастую работники представляют ситуацию более радужной, чем считают руководители — и даже чем они сами потом лично рассказывают. В некоторых случаях причина в том, что люди боятся открыто говорить про безопасность. Это значимый индикатор — и такое отношение нужно менять.

«Главный эффект, которого мы ждем от проекта, – это убрать смертельный и тяжелый травматизм в пилотных предприятиях. Дальше мы будем распространять этот опыт на остальные предприятия. Вторая задача – это снизить количество происшествий и несчастных случаев за конкретный период». - говорит Иван Полищук.

#ГдеРосатом_ТамБезопасно