Культура безопасного поведения на дороге: основные принципы защитного вождения

16.03.2023 18:00

Говоря о культуре безопасного поведения, важно уделять внимание не только безопасности на производстве. Культура — это то, как мы мыслим и действуем в любой ситуации: на работе, дома, с друзьями, на прогулках и за рулем. Об основных принципах защитного вождения и умении оценивать риски на дороге сотрудникам Росатома рассказал мастер-тренер и старший преподаватель учебного центра «Актив-Безопасность» Сергей Кувшинов.

Встреча с экспертом по безопасности за рулем стала важным шагом в развитии культуры безопасного поведения (КБП) в Росатоме. Она открывает цикл мероприятий, где пойдет речь об основных факторах, которые влияют на нашу жизнь и здоровье за пределами производства, в частности, безопасном поведении за рулем. Как отмечает директор Центра развития культуры безопасности Корпоративной Академии Росатома Иван Полищук, эксперты и участники встреч будут не просто обсуждать теоретические моменты, но и предлагать, рассматривать, отрабатывать конкретные практики, которые помогут снизить риски при поездке на автомобиле.

Сегодня Россия является одним из мировых лидеров по статистике ДТП. Так, в 2019 г. РФ входила в четверку стран с самой высокой смертностью на дорогах на 100 тысяч населения (после Китая, Индии и США) — 12 погибших. По данным ГИБДД МВД РФ, за 2022 год на дорогах России погибло 14 172 человека, из них 749 детей. Пострадали 159 635, из них 19 721 детей. Как добиться снижения такого пугающего травматизма? Прежде всего, убежден Сергей Кувшинов, нужно учить автовладельцев защитному вождению.

По системе ВАДС на дороге всегда действуют 4 фактора риска. Это водитель, автомобиль, дорога и среда движения. При этом основным фактором всегда выступает человек — в 98,6% случаев вина за аварию лежит именно на водителе. Если разделять ДТП по принципу предотвратимости и непредотвратимости, то до 95% из них можно предотвратить, а значит, человек за рулем почти всегда способен сделать так, чтобы аварии не произошло.

Обучение в автошколах в РФ сегодня в основном сводится к технике управления автомобилем, признается эксперт. Но обучение состоит из многих факторов, и в итоге порядка 80% знаний люди добывают сами, ценой собственных ошибок.

«Цель нашего обучения, любого тренинга, который мы проводим, — снизить риски при управлении автомобилем, — говорит Сергей Кувшинов. — Мы не гарантируем того, что с водителем никогда ничего не случится. Но можно научить человека снижать число тех факторов, которые создают ему проблемы. Любыми рисками можно управлять, главное — хотеть этого и регулярно закреплять знания на практике, на реальной дороге».

Задача любого водителя — независимо от действий других участников движения и при любых обстоятельствах сводить к минимуму вероятность ДТП. Человек должен увидеть помеху как можно раньше, распознать ее и знать, что делать. При этом действие должно быть четко продуманным, взвешенным и самым безопасным из возможных. Что является основной причиной аварии? Это ошибка водителя — одного участника движения или обоюдная, и если они сойдутся в одном месте, произойдет ДТП. Стратегия автовладельца — не совершать ошибок самому, при этом замечать ошибки других водителей и быть готовым вовремя их исправить.

Сергей Кувшинов предлагает систему защитного вождения, в которой есть три составляющие движения — скорость, пространство и наблюдение. Все вместе они дают самый важный ресурс, который есть у водителя, — время. Эти три параметра могут меняться: например, на чистой и сухой дороге увеличивается скорость, в темное время суток уменьшается видимость, во дворах сужается пространство. Но управляя этими тремя факторами, мы добиваемся того, что время остается постоянной величиной — и значит, человек успеет среагировать, если что-то произойдет.

Расскажем немного об этих факторах. Основной принцип наблюдения — «Не вижу — не еду». Даже если водитель не видит помеху, но что-то может её закрывать, нужно считать, что помеха есть.

Скорость движения всегда выбирается исходя из текущих условий, но в установленном диапазоне. Главные факторы для выбора — покрытие дороги, состояние водителя (его самочувствие) и видимость. Как уточняет эксперт, покрытие влияет на управляемость автомобилем и на тормозной путь, поэтому важно задавать себе вопрос «Где я смогу остановиться?», а не «Как я смогу разогнаться?». Видимость может быть ограничена и временем суток, и типом дороги (например, резкий поворот). Так, в темноте остановочный путь должен быть меньше зоны видимости, и в темное время суток это нужно учитывать. Как показывает практика, для ближнего света фар на хорошем покрытии эта цифра составляет 60 км/ч, для дальнего — до 90 км/ч.

И последний фактор — дистанция (пространство). Для определения дистанции в движении Сергей Кувшинов советует методику, которая будет зависеть не от скорости, а от времени, ведь именно оно является главным ресурсом водителя. Расчет дистанции происходит в секундах по следующему алгоритму: в потоке нужно найти какой-то ориентир — неподвижный предмет на дороге или рядом. Когда передний автомобиль своим задним бампером подходит к этому ориентиру, водитель начинает отсчет. При хорошей видимости и на сухой дороге оптимальная дистанция — 3 секунды, то есть на счет три авто подъезжает передним бампером к этому ориентиру.

Сергей Кувшинов рассказал об основных моментах введения в курс «Защитное вождение», а участники смогли обсудить теоретические знания на примерах видеороликов с конкретными ситуациями на дороге. Следующие занятия будут посвящены выбору скоростного режима и особенностям вождения в весенне-зимний период.

#ГдеРосатом_ТамБезопасно