В числе победителей конкурса – 10 школьников из Сарова, Лесного, Новоуральска, Соснового Бора, Балаково, Электростали и Коврова
Церемония закрытия пятого сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена» для учащихся 8-10 классов российских школ и их педагогов-наставников состоялась 28 октября в международном детском центре «Артек». В финале конкурса приняли участие 1500 старшеклассников из всех регионов России. Среди них – 39 ребят из городов присутствия госкорпорации.

Фото – «Большая перемена»
Все конкурсные этапы пятого сезона «Большой перемены» были объединены единой темой, посвященной Году семьи. На финальном этапе ребята выполняли задания, связанные с ценностями, объединяющими поколения детей и взрослых и лежащими в основе деятельности Движения Первых: «Жизнь и достоинство», «Патриотизм», «Добро и справедливость», «Созидательный труд», «Крепкая семья» и другие.
«Росатом» – один из ключевых партнеров и постоянный участник активностей «Большой перемены». Традиционное приветствие победителям и финалистам конкурса направил генеральный директор госкорпорации Алексей Лихачев:
«Большая перемена» – конкурс, помогающий ребятам проявить свои лучшие качества. А для «Росатома» это возможность познакомиться с яркими и талантливыми представителями юного поколения России. Каждый год в рамках конкурса мы стараемся рассказать вам, как и чем живет госкорпорация. В этом году вы познакомились с передовыми технологиями и выдающимися сотрудниками атомной отрасли, посетили крупнейший в России музей «Атом», где узнали историю и даже заглянули в будущее атомных технологий. Участники совместных с «Большой переменой» проектов – международной просветительской экспедиции «Ледокол Знаний» и программы «АтомДискавери. Урал» – своими глазами увидели атомный ледокольный флот, посетили единственную в мире Белоярскую АЭС с промышленными реакторами на быстрых нейтронах, побывали в атомных городах и на предприятиях, обеспечивающих безопасность нашей страны. Совсем скоро перед вами распахнут двери лучшие российские вузы. Надеемся, что, выбирая профессию, вы захотите связать свою жизнь с «Росатомом». Мы будем рады видеть вас в наших рядах!»
Фото – «Большая перемена»
Эксперты госкорпорации подготовили для ребят увлекательную программу, включающую интерактивные лекции, мастер-классы и интеллектуальные игры, которые познакомили подростков с перспективными направлениями деятельности атомной отрасли. Представитель Топливного дивизиона «Росатома»
Алексей Нешта провел лекцию «Литийионные аккумуляторные батареи: от истории создания до наших дней – кто, когда, зачем, и что теперь с этим делать!?»
«В рамках программы я провел несколько встреч с ребятами, на которых мы поговорили об истории создания батарей и зарождения электродвижения, интересных фактах из жизни ученых-первооткрывателей, вкладе «Росатома» в развитие этих направлений: строительстве гигафабрик, вариантах применения литийионных аккумуляторов РЭНЕРА в электродвижении и глобальной энергетике. Получилась открытая живая дискуссия, а главное, ребята заинтересовались темой и задавали много интересных вопросов!» – рассказал Алексей Нешта.
Начальник отдела оценки и развития персонала АО «НИИТФА» Ксения Грачева рассказала о развитии ядерной медицины.
«Приятно, что среди конкурсантов было немало ребят, заинтересованных в развитии современной науки, в частности, ядерной медицины. Надеюсь, со многими участниками конкурса мы встретимся на наших стажировках и будем уже совместно решать трудные, амбициозные и социально-значимые задачи. Вы создаёте наше будущее уже сегодня!» – поделилась Ксения Грачева.
Амбассадор «Атомного урока», победитель Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России 2024», учитель физики из Санкт-Петербурга Леонид Дедюха познакомил школьников с атомными профессиями и технологиями будущего.
«Каждое занятие уникально: мы рассказывали старшеклассникам о невероятных проектах атомной отрасли в сфере высоких технологий, композитных материалов, ядерной медицины, энергетики будущего и в космической программе. В ходе уроков проводили интересные опыты, смотрели видеоролики, подготовленные командой «Атомного урока». Очень порадовал позитивный отклик ребят – было очевидно, что и тема, и формат занятий им интересны, а это значит, что сегодняшние школьники в обозримом будущем обязательно придут работать в атомную отрасль. Рад быть частью этого важного и интересного просветительского проекта. Здорово, что в «Атомный урок» активно вовлекаются и педагоги естественно-научного цикла, и гуманитарии: ведь это не только возможность в интересной форме познакомиться с атомной отраслью, но и по-новому взглянуть на урок, применить интерактивные методики для своих профориентационных занятий», – отметил Леонид Дедюха.
.jpg)
Фото – Корпоративная Академия Росатома
В выставочной зоне мероприятия юных исследователей ждала настоящая «лаборатория будущего» от представителей «Росатома». Здесь участники получили возможность узнать больше об атомной отрасли, открытия и достижения которой направлены на формирование лучшего будущего для каждого жителя страны. В самом сердце «лаборатории» разместился подлинный макет реактора ВВЭР-1200. В зоне «Генератор профессий» старшеклассники с помощью интерактивных панелей могли на основе любимых предметов и сферы интересов выбрать подходящую им профессию для старта карьеры в атомной отрасли. В зоне «Создавай будущее» участники попробовали свои силы в 35 логических играх и интеллектуальных викторинах. Ребята «проехали» 134 км на автомобиле «Атом» по атомграду и узнали об электромобильности и накопителях энергии; перевоплотились в строителей атомной станции и разработали 960 проектов АЭС; с помощью VR-технологий познакомились с устройством современных реакторов; посмотрели макет экотехнопарка «Росатома»; переработали 8 кг пластика и изготовили из него памятные сувениры. В зоне «Наука и ядерная медицина» ребята посетили мастер-класс «Изотоп в кармане» и создали 530 макетов изотопной продукции. А в зоне «Квантовые технологии» желающие могли отправиться в путешествие в мир искусственного интеллекта и квантовых технологий. Проводниками в мир будущего атомной отрасли на стенде стали участники Совета юниоров и Студенческого совета «Росатома».
По итогам конкурсных испытаний были определены абсолютные победители 12 «вызовов» конкурса, набравшие наибольшее количество баллов. Они получили призы от партнёров проекта – уникальные возможности для развития в выбранном направлении и получения первого профессионального опыта.

Фото – «Большая перемена»
В этом году «Росатом» подготовил для финалистов «Большой перемены» особые подарки. Победители вызова «Создавай будущее» из числа учащихся 8-9 классов в 2025 году отправятся в научно-просветительскую экспедицию «Ледокол знаний». Восьмиклассников и девятиклассников, одержавших победу в вызове «Сохраняй природу», ждет Менделеевская экологическая экспедиция. Победители этих вызовов из числа учащихся 10 классов будут приглашены на крупнейшее молодежное мероприятие «Росатома» – форум молодых профессионалов «АтомПрофи». Кроме того, 10 авторов лучших решений кейсов в вызове «Создавай будущее» станут участниками научно-образовательной программы «АтомДискавери».

Фото – Корпоративная Академия Росатома
Для справки:
Конкурс «Большая перемена» является флагманским проектом Движения Первых. Соорганизатором проекта выступает Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь). Конкурс входит в линейку президентской платформы «Россия – страна возможностей». «Большая перемена» проводится при поддержке Минпросвещения России и Минобрнауки России. Реализуется в рамках национального проекта «Образование». Генеральные партнеры конкурса – госкорпорация «Росатом», ОАО «Российские железные дороги», Сбербанк, VK, госкорпорация «Роскосмос».
В этом году финал конкурса был организован в рамках Образовательного фестиваля «Первые в стране возможностей». Фестиваль – это пространство для раскрытия потенциала молодых людей, развития их компетенций, обмена идеями и установления устойчивых связей внутри сообщества. Основная цель фестиваля – поддержка инициатив молодёжи, их идей и проектов, а также стимулирование активного участия в общественной жизни страны.
Победители «Большой перемены» среди учеников 10 классов получили по 1 миллиону рублей на образование и дополнительные баллы к портфолио достижений при поступлении в вузы. Призёры – по 200 тысяч рублей на образование. Победители среди учеников 8-9 классов получили по 200 тысяч рублей на образование и саморазвитие, призёры – по 100 тысяч рублей.
Педагоги-наставники, подготовившие победителей конкурса среди старшеклассников, получили по 150 тысяч рублей и возможность пройти образовательную программу от партнёров «Большой перемены».
Диалог с молодежью является одним из ключевых приоритетов государства. Предприятия и организации госсектора уделяют большое внимание работе с молодыми сотрудниками, а также школьниками и студентами, которые в скором времени могут стать их работниками. Росатом принимает активное участие в этой деятельности.