Психологи и бизнес-тренеры часто рекомендуют нам быть более гибкими, учиться смотреть на ситуацию с разных сторон и учиться быстро адаптироваться к изменениям. Все это, по их мнению, должно помочь нам стать эффективными и добиться успехов в различных сферах жизни. Так ли это на самом деле, и как развить у себя гибкость мышления, рассказал руководитель направления Центра развития метанавыков Корпоративной Академии Росатома Артем Стрельченко.
«Жизнь можно определить как движение. То, что не движется, то мертво. Тот, кто подвижен, в том больше жизни и у того всегда острый ум и гибкое мышление».
Аристотель
Что такое гибкость мышления?
Гибкость мышления (когнитивная гибкость) — это умение человека адаптироваться к новым обстоятельствам; способность быстро переключаться с одного предмета обсуждения на другой, менять поведение и образ мышления в зависимости от ситуации, отказываться от привычных, но неэффективных поведенческих привычек.
Ученые считают, что за гибкость мышления отвечает префронтальная кора головного мозга, развитие и созревание которой происходит дольше всех остальных зон. Полностью формируется она только к 20 годам.
Когнитивная гибкость – один из важнейших метанавыков современности. Он повышает качество взаимопонимания с окружающими, так как позволяет увидеть ситуацию их глазами. Человек, обладающий когнитивной гибкостью, лучше работает в режиме многозадачности и быстрее переключается между разными занятиями, видит больше альтернатив и легче воспринимает перемены, что существенно снижает вероятность стрессов.
Отсутствие гибкости мышления ученые называют умственной ригидностью. Это недостаточная пластичность в психологической деятельности и поведении, сопротивление изменениям и трудность переключения на что-то новое.
Человек с ригидностью мышления отличается привязанностью к рутинному способу действий, неспособностью осознать и изменить психологические установки. Часто ему свойственна конкретность мышления и недостаточная вариативность реакций.
Уровень гибкости мышления зависит от различных факторов:
- генетических особенностей;
- психических особенностей личности;
- моделей воспитания;
- темперамента;
- жизненного опыта.
Помешать оперативно реагировать на изменения и быстро адаптироваться к ним могут следующие факторы:
- Устойчивые стереотипы и установки. Каждый из нас имеет свои суждения, которые в определенных ситуациях ограничивают вариативность нашего восприятия и, как следствие, реакции.
- Самоуверенность. Высокая степень «экспертности» и самоуверенности может оказать «медвежью услугу», мешая увидеть новые и непривычные варианты действий и решений.
- Прошлый опыт. Каждый из нас может оказаться заложником своего успешного/неудачного опыта: «Раз я так делал и все получалось/не получалось, то зачем что-то менять/пробовать снова?»
- Зона комфорта. Опасные враги гибкости – сформировавшаяся зона комфорта и привычки мышления. Выход за рамки того, что устраивает и уже знакомо, может вызывать настоящий страх.
Как развить гибкость мышления?
- Установите когнитивный контроль над мышлением.
Это целый комплекс процессов, управляющих нашим поведением. Он необходим для намеренного переключения способов мышления в ситуациях, требующих вариативности.
Для установления контроля проведите оценку своих поведенческих особенностей. Постарайтесь отследить все ситуации, в которых вы повторяете привычные, но уже потерявшие эффективность сценарии.
Для этого задайте себе следующие вопросы:
- Какие сценарии я повторяю чаще всего?
- Как часто я их повторяю?
- Почему я делаю именно так?
- Какой результат приносят мои действия?
- Какие альтернативы я могу выбрать?
- Какой результат я получу, если буду действовать по-другому?
Проводите подобный аудит регулярно – как минимум раз в полгода. Анализируйте прогресс и ставьте цели на будущее.
Поняв особенности своего мышления, «включайте» когнитивный контроль каждый раз, когда вам будет казаться, что вы действуете автоматически так, как привыкли, хотя могут быть более эффективные варианты. Например, руководитель сказал на собрании, что на предстоящей конференции необходимо выступить с презентацией проектов вашей команды, а вы привыкли думать, что другие справятся с этой задачей гораздо лучше, и раньше всегда молчали. Самое время выйти из зоны комфорта и предложить свою кандидатуру в качестве спикера на мероприятии!
- Участвуйте в дискуссиях и дебатах. Открыто аргументируйте свою точку зрения, но старайтесь понять мотивы и образ мышления оппонентов.
- Развивайте навыки активного слушания. Это поможет вам быть более включенным в беседу и лучше понимать собеседника.
- Сформируйте привычку обращать внимание на мнения, отличные от вашего,
и спрашивать себя: «Это может быть интересно, что, если он прав?»
- Меняйте угол зрения на какие-либо вопросы, говорите себе: «Допустим, это так. А что, если посмотреть на это иначе?»
- Приучите себя всегда иметь запасной вариант. Принимая решение, разрабатывайте план Б, возможно, даже С.
- Пробуйте новое и непривычное. Это будет повышать пластичность нейронных связей, что поможет вам легче покидать зону комфорта.
- Развивайте осознанность. Спрашивайте себя: «Что я сейчас делаю? Почему я хочу поступить именно так? Это лучший вариант действий? Что еще я могу предпринять?»
- Знакомьтесь с новыми людьми, особенно – с непохожими на вас. Это позволит узнать иную точку зрения и взгляд на вещи.
- Делайте привычное непривычным способом. Вернитесь домой другой дорогой, проведите свой день не так, как всегда, делайте домашние дела той рукой, которая у вас не является ведущей и т.д.
Упражнения для развития когнитивной гибкости
Превратитесь в детектива. Читая или смотря детектив, старайтесь подмечать детали и самостоятельно выйти на след подозреваемого. Пытайтесь анализировать поведение и характерные особенности персонажей, задаться вопросом: «Почему?» и «Что будет дальше?»
Попробуйте упражнение «Другая жизнь». Представьте, что на вашем месте оказался человек, абсолютно не похожий на вас. Это может быть кто угодно: друг, родственник, кумир или герой любимой книги. Главное, чтобы его характер отличался от вашего. Представьте, что бы он сделал, что сказал, о чём бы подумал.
Читайте рецензии. Ознакомьтесь с критической оценкой прочитанного вами произведения или просмотренного фильма. Проанализируйте, с чем вы согласны, а с чем – нет; какие положительные и отрицательные моменты выделили бы вы, какие персонажи и их черты больше вам импонируют и т.д. Постарайтесь сопоставить свою точку зрения и мнение автора рецензии.
Сделайте упражнение «Бином». Возьмите пару не связанных между собой слов и сочините минимум 10 предложений с их использованием. Чем больше и необычнее будут сочетания, тем лучше.
Например, возьмем слова «стул» и «облако»:
- Я сел на стул, чтобы понаблюдать за облаками.
- Передо мной проплывали облака в форме стульев.
- Стул проплыл передо мной, словно облако.
- Я сел на стул в форме облака и поплыл на нем по небу.
Попробуйте упражнение «Скрепка». Вспомните, как выглядит обычная канцелярская скрепка и придумайте как можно больше вариантов ее полезного применения в быту. Запишите не менее 20 вариантов. После этого возьмите другой предмет и проделайте то же самое.
Помните о когнитивном контроле, ищите возможности посмотреть на происходящее под другим углом – и гибкость мышления станет вашим постоянным помощником в профессиональной деятельности и повседневной жизни!
Адам Грант «Подумайте еще раз. Сила знания о незнании»
Джессика Шлейдер, Майкл Малларки, Мэллори Добиас «Развиваем гибкое мышление»
Бахрах Эстанислао «Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно»