О том, как превратить выбор будущей профессии в увлекательное приключение и помочь ребенку сделать осознанный выбор дальнейшей образовательной траектории, рассказывает руководитель проектов Центра развития технологического образования Корпоративной Академии Росатома Елена Якуничкина.
В статье «Первый шаг к профориентации, который часто пропускают» мы разобрали, как определить, какой стиль поведения присущ Вам и Вашему ребенку.
Хорошо, если и родители, и дети выбирают один и тот же стиль. А если нет? Что делать, если родитель активист, а ребенок прагматик: родитель готов все выходные посвящать походам в музеи, а ребенок не понимает, что там делать, если он уже в одном был, и аргумент, что там другие экспонаты, для него не работает?
Давайте порассуждаем. Попробуйте вспомнить, что Вы чувствуете, когда Ваш коллега или родственник спрашивает о том, определился ли ребенок с профессией, и когда тот же вопрос Вы сами задаете своим детям.
Постарайтесь отследить свои мысли как родителя, а потом посмотрите на ситуацию глазами ребенка.
Когда дети слышат вопрос: «Ты решил, куда будешь поступать?», все они испытывают похожие ощущения. Рассмотрим самые распространенные варианты:
-
«Прямо скукоживаюсь, как будто пространство вокруг меня уменьшается, становится тяжело дышать… И хочется сказать: «Только не бейте, я не знаю!»
-
«Говорю всем: «Я в поиске!». Можно еще сказать: «Все сложно! Все меняется, и я меняюсь». Обычно после этого диалог сходит на нет».
-
«Я определился, мне не страшно».
Действительно, ребенок переживает огромный стресс. Этот вопрос задает себе он сам, родители, педагоги, начиная уже с 7-го класса школы. И, чем ближе к 9-му или 11-му классу, тем тревога сильнее. В такой ситуации велика вероятность того, что ребенок определяется, только чтобы избавиться от мучительных вопросов.
Что же делать?
Попробуйте изменить формат поиска – с ответа на вопрос «Кем быть?» на «А кем же еще мой ребенок может стать?»
Давайте отправимся на дегустацию. Вы можете примерить роль шеф-повара и предложить ребенку профессии из своей области деятельности или продегустировать другие сферы. Сегодня перед молодыми людьми открывается множество возможностей. Каждый уважающий себя колледж, вуз, предприятие проводит мастер-классы и профессиональные пробы.
Родители, не выступающие в роли шеф-повара, становятся «поисковыми системами», которые по запросу детей подборки досуговых и образовательных мероприятий. Выбор при этом остается за ребенком. А дегустировать «продукты» можно вместе.
Отправляемся на дегустацию
Дегустации полезны для школьников 5-11 классов. Да, даже в 11-м классе еще не поздно определиться с направлением деятельности. В моей практике есть случаи, когда за 4 месяца до экзамена ребенок решил, где и чему он хочет учиться, и успешно прошел вступительные испытания в технический вуз.
Представьте, что вы пришли на дегустацию в только что открывшийся ресторан. Здесь вас встречают приветливый персонал, хорошая музыка, приятные запахи, сервировка. Вся атмосфера говорит: «Мы тебе рады». Заметьте, вас никогда не пригласят на дегустацию 1-го блюда. Обычно это 2-3 закуски, основное блюдо, десерт и напиток. Пробуя, вы делитесь ощущениями: вкусно или нет, интересно или нет, хотим ли попробовать это еще, прийти сюда снова или хотим понять, из чего состоит блюдо, чтобы готовить его самому.
То же самое и с профориентационными мероприятиями. «Вкусно» должно быть с самого начала. И не стоит забывать о деталях: приветливости, внешнем виде, презентабельности помещения и «сервировке» рабочего места.
Но вернемся к дегустации. Допустим, из 5-ти предложенных «блюд» ребенку понравились только два. Что важно сделать потом? Спросить, что именно понравилось, а что нет и почему, а что хочется попробовать еще раз. Можно завести свой дневник проб. Однажды найдется то, что захочется попробовать «приготовить». И дело пойдет: вы станете посещать мастер-классы, составлять «технические карты блюд», и т.д.
Давайте посмотрим, как это работает, на примере спорта. Сейчас идет активная пропаганда ЗОЖ и важности физических нагрузок. И мы начинаем заниматься в фитнес-клубе или где-то еще и бросаем… Почему? Не нравится, падает мотивация.
А если попробовать разобраться: нужны ли вам индивидуальные занятия или групповые, самостоятельные или с тренером, силовые или йога, а может, танцы? Или вы командный игрок и хотите с коллегами поиграть в волейбол, чтобы помимо спорта еще и пообщаться в неформальной обстановке? Так вы выбираете не просто спорт, а направление, которое нравится. И результат уже будет совсем другим.
Творчество, искусство, технологии, наука… дегустировать можно что угодно. В наших силах превратить этот процесс в увлекательное совместное приключение, которое даст почву для открытого общения родителей с детьми. Так вы заложите фундамент доверия, который поможет находить общие интересы, вовремя останавливаться и перенастраиваться для успешного выбора дальнейшего пути.
Если ребенок активный, не стоит выбирать для него 4-х часовой мастер-класс. Лучше остановите свой выбор на площадке, где предлагается несколько вариантов профориентационных активностей. А в перерывах между мероприятиями обязательно задавайте ребенку вопросы:
-
Что понравилось делать больше всего?
-
Хотелось бы тебе углубиться в такую деятельность?
-
Что раздражало в той или иной активности?
Фиксируйте полученные ответы. Полученный опыт и ощущения очень пригодятся вам в дальнейшем.
Активисту важно после каждой активности проводить рефлексию в формате коротких ответов на вопросы и фиксации потока мыслей, а по ее окончании можно предложить нарисовать карту дня на основе ваших наблюдений. В каждом кафе есть карандаши и бумага. Не ограничивайте ребенка в творчестве.
Мыслителю в формате множества активностей ориентироваться сложно. Для него лучше выбрать индивидуальные мероприятия или активности в небольших группах. И после каждой важно обсуждать ощущения ребенка. Это же касается теоретика. Разница только в том, что мыслителю важны его собственные мысли, а теоретику - получить ответы на его вопросы от эксперта, ведущего проф. пробы.
Прагматику нужно подбирать разноформатные активности. Важно менять не только форму подачи информации, а профессиональные области: флористика, банковское дело, системотехника.
Уверена, кому-то из вас уже не терпится проверить полученную информацию на практике. Однако есть и такие, кто спросит, где найти время на все, или усомнится, сможет ли ребенок сделать правильный выбор.
Что касается второго, отвечу – да, сможет. Ведь Ваша «поисковая система» наверняка сразу отсечет небезопасные, САНПиНом неодобренные места и активности. Только определите сразу критерии отбора, чтобы случайно не отсеять то, что не интересует Вас и – напротив – может быть очень интересно ребенку. В формате «дегустации» Вы можете побывать и там, где не осуществились Ваши мечты. Главное, не давить на ребенка.
Что касается времени, то помните, ваши основные инвестиции в процесс выбора будущего для ребенка – это время, желание и интерес. Поиск профориентационных площадок можно доверить и самому ребенку. Можно применить творческий подход и устроить домашнюю «дегустацию интересов». Ребенок расскажет о своих интересах, вы – о своих. К обсуждению можно подключать бабушек и дедушек.
В моей практике были семьи, которые раз в три недели устраивали большие семейные встречи, где каждый организовывал свой мастер-класс, просмотр фильма, лекцию, тренинг и делился своими интересами с другими членами семьи. Маленькие дети просили помощи у старших, а старшие привлекали для презентаций младших.
Это может стать доброй семейной традицией, вдохновляющим приключением, которое оставит прекрасные воспоминания.
А возможно, такой творческий поиск изменит и Вашу жизнь!