О том, как помочь своему ребенку определиться с выбором будущей профессии, пробудить в нем интерес и мотивировать на получение новых знаний, рассказала руководитель проектов Центра развития технологического образования Корпоративной Академии Росатома Елена Якуничкина.
Тема профессионального самоопределения красной нитью проходит через всю жизнь человека. В подростковом возрасте мы задаемся вопросами «Кем стать?», «Куда пойти учиться?». В 27-29 лет – «А тем ли я занимаюсь?». Чем мы старше, тем более глубинные вопросы нас интересуют. Ближе к 55-ти годам может появиться и страх: «Я не успеваю. А что, если на мое место...?»
На протяжении всей своей профессиональной жизни – вот уже более 20 лет – я помогаю людям отвечать на эти вопросы. И могу сказать, что тема выбора области деятельности занимает место в тройке самых актуальных у детей, родителей и учителей. Эту статью я посвящаю, в первую очередь, родителям. Но это не значит, что, она не будет полезна школьнику или педагогу. Уверена, что каждый может почерпнуть в ней идеи и вдохновение для будущих свершений.
Предлагаю провести небольшое исследование, которое наверняка пробудит в Вас и Вашем ребенке интерес и погрузит в удивительный мир разнообразных профессий. Для успешной реализации этой идеи вам нужно лишь время и желание.
Для начала возьмите блокнот и ручку или будьте готовы делать пометки в телефоне. Важно фиксировать мысли, образы и ощущения, которые возникают у вас в процессе чтения.
В зависимости от присущего им стиля обучения люди делятся на несколько типов. Манера поведения может меняться в зависимости от ситуации, эмоционального и физического состояния, но стиль остается неизменным. Итак, люди делятся на:
-
Активистов – тех, кто бегло просматривает статью, стараясь вычленить главное. Если глаза зацепились за что-то интересное, то они задержатся на страничке, но прежде оценят объем статьи.
-
Теоретиков – тех, кто ждет ссылок на труды известных авторов и экспертов или результатов проведенных исследований.
-
Прагматиков – тех, кто дает автору шанс их удивить или предоставить работающие инструменты уже в начале статьи, а не найдя таковых, закрывают статью, не дочитав до конца.
-
Мыслителей – тех, кто готов неоднократно перечитывать статью, вспоминая собственный опыт или похожие ситуации, с которым они сталкивались.
Узнали себя? Если у Вас есть сомнения, зафиксируйте Ваши предположения и понаблюдайте за собой в разных ситуациях.
Как определить стиль обучения?
А теперь давайте посмотрим на Вашего ребенка: каким способом он любит получать знания, новую информацию? Допустим, Вы предлагаете ему заняться чем-то необычным, дарите новую игрушку – конструктор, набор для экспериментов или бисероплетения.
Если коробка сразу вскрыта, инструкция отброшена, и начались попытки самостоятельно разобраться, то Ваш ребенок активист.
Если ребенок начинает изучение с множества вопросов: «А что будет, если?», «А вдруг мне будет сложно, кто-то сможет помочь?», «Интересно, а это такой же конструктор, как…», – перед Вами мыслитель, который получает опыт через наблюдение и рефлексию. И да, он очень долго не начинает действовать.
Если после вскрытия коробки наступила тишина, а ребенок сосредоточенно изучает детали, а потом озвучивает алгоритм действий и ищет подтверждения его правильности у взрослых, Вы – родитель теоретика. Он любит разложить все «по полочкам», и если вдруг в четкой схеме происходит сбой, это вызывает злость и досаду.
Ну а если в руки взята инструкция и начался эксперимент, Ваш ребенок – прагматик. В этом случае действия будут точны, внимание сосредоточено, детали не будут разбросаны, и ни минуты времени не потеряется. Прагматик нацелен на результат. А если похожий конструктор уже собирался, то игрушка может быть отложена, так как непонятно, зачем делать одно и то же.
Пожалуй, самый яркий пример, который поможет определить стиль обучения ребенка, – уборка комнаты. Давайте проведем небольшой эксперимент.
Итак:
-
Все убрано очень быстро, за полчаса. В процессе громко играет музыка, что-то падает, стучит. Желая оценить качество проделанной работы, Вы открываете шкаф и… на Вас выпадает часть вещей.
-
Тишина, проходит час. Вы заглядываете в комнату и видите, что вещи по-прежнему разбросаны, ребенок сидит посреди хаоса на полу. Поднимает на Вас глаза и спрашивает: «Не помнишь, где мы покупали этого зайку?». Уборка может длиться весь день, но так и не будет сделана идеально.
-
У ребенка всегда все разложено «по полочкам», уборка не занимает много времени. А иногда ему и вовсе непонятно, зачем устраивать суету, ведь все и так на своих местах.
-
Поставив задачу сделать уборку, Вы без конца отвечаете на вопросы: «А это как?», «Чем лучше сделать?», «А это надо убирать?», «А пыль протирать нужно?» и т.д.
Надеюсь, Вам не составило труда понять, кто есть кто.
Помните, от того, как Ваш ребенок познает мир, зависит поиск подходящей для него области деятельности, профессиональной сферы и понимания его самого и Вас.