Александр Иванов, ведущий тренер Корпоративной Академии Росатома, рассказывает о том, что такое сопротивление в тренинге и как его преодолевать
При работе с аудиторией все тренеры периодически сталкиваются с сопротивлением участников. Сопротивление в тренинге – противодействие попыткам тренера вовлечь людей в совместную работу.
Чаще всего сопротивление возникает при продаже учебных технологий, неприятии группой определенной темы, несовпадении мнения отдельных участников с позицией тренера, попытках вступить в борьбу с экспертом и «раскачать лодку».
Такое поведение вынуждает тренера постоянно что-то пояснять, в чем-то убеждать, отвлекаться, терять время на дискуссии и т.п. Все это мешает динамичному движению вперед подобно тому, как сопротивление в электрической цепи мешает прохождению тока.
На картинке слева видно, как напряжение (необходимость выполнить программу и добиться планируемых результатов) толкает тренера вперед, но сопротивление участника ему мешает. Сопротивление можно представить и по-другому. Сила сопротивления будет зависеть и от прочности «материала», и от силы воздействия.
Получается, чем интенсивнее тренер воздействует на людей, тем большее сопротивление он вызывает.
Какие виды сопротивления существуют?
Первичное сопротивление
Проявляется в тренинге с самого начала. Оно может быть вызвано индивидуальными причинами и целями, личностными особенностями участников – неудовлетворенными потребностями, предубеждениями (или убеждениями, трудно отличить одно от другого) или реакцией на неудобства, которые придется переносить из-за необходимости участвовать в тренинге.
Вторичное сопротивление
Обусловлено неточными, неправильными или провокационными действиями самого тренера. Оно может возникнуть с первых минут тренинга, если кому-то из участников тренер сразу не понравился: выглядит недостаточно успешным и авторитетным человеком, говорит косноязычно или скучно, слишком молод, банален, самовлюблен и т.п. Вторичное сопротивление тренер может вызывать в любой момент.
В такой ситуации главное для тренера – иметь навыки публичных выступлений, вовремя устранять пробелы в выдаче задания, обратной связи, умение вести дискуссию.
Как же преодолеть сопротивление?
- Не спорьте с участниками, лучше сконцентрируйтесь на том, чтобы предоставить им все имеющиеся точки зрения по теме с их плюсами и минусами.
- Снизьте первичное сопротивление, проговорив причины его появления с участниками. Укажите цену вопроса для них, предположите, каким может быть настрой и внутренняя мотивация по заявленной теме. Скажите, как вы работаете с каждым уровнем.
- Заранее продумайте, как вы будете актуализировать и «продавать» тему тренинга.
- Соблюдайте чёткую структуру тренинга, но будьте готовы к отступлениям по теме.
- Всегда давайте определения понятий или спрашивайте значение терминов у участников.
- Поддерживайте позитивную атмосферу обсуждения, а не дебатов (но будьте к ним готовы).
- Имейте свое мнение по каждому вопросу.
Соблюдая эти простые рекомендации, вы не только сумеете успешно преодолеть сопротивление, но и создадите нужный настрой в группе, мотивировав участников тренинга на конструктивную работу.
Литература
Роберт Бакли, Джим Кэйпл «Теория и практика тренинга»