О том, что такое страсть в обучении, как она проявляется и как определить сферу, которая вам наиболее интересна, рассказывает тренер-консультант Корпоративной Академии Росатома Ольга Яшаяева
Недаром говорят, что учитель – это призвание.
Оглядываясь на свои школьные и студенческие годы, вы наверняка вспомните, что некоторые занятия были скучны и не вызывали ничего, кроме дремоты, а на какие-то вы бежали во всю прыть, и время там пролетало незаметно. Всегда ли это было связано с самим предметом?
Уверена, что, погрузившись в воспоминания, вы поймете, что дело было не только в вашей заинтересованности, но и в личности человека, который передавал вам знания. Что это был за человек? Что такого он делал, что его заслушивалась даже «галерка»?
Скорее всего, помимо глубокой экспертизы и способности интересно рассказывать, он обладал еще и … страстью к предмету, с которым знакомил аудиторию.
Под «страстью» я подразумеваю сильное, доминирующее над другими чувство, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Причем такими объектами могут быть не только люди, но и предметы или идеи.
Дэйв Берджес – школьный педагог и автор методики «Учи, как пират» – считает страсть одним из важнейших элементов в обучении. Он разбивает это понятие на три категории — тематическая, профессиональная и личная.
Тематическая страсть
Тематическая страсть – страсть к предмету обучения или определенной теме. То, о чем вы можете говорить бесконечно, в чем видите большую ценность и потенциал, то, что вас вдохновляет.
К примеру, ваша любимая тема – Производственная система «Росатом» (ПСР). В ней вам нравится решительно все. Вы получаете особенное удовольствие, рассказывая о видах потерь и способах, которые помогут их избежать. Вам не нужны дополнительные стимулы и не приходится напрягаться, чтобы зарядить энергией своих слушателей при обсуждении этой темы.
А теперь давайте определим вашу тематическую страсть. Для этого нужно ответить на вопросы:
- Чему вы любите учить в рамках своей деятельности?
- Какие темы и правила вам больше всего нравится доносить до сотрудников?
Профессиональная страсть
Профессиональная страсть – это причины, которые побудили вас заняться обучением других.
Далеко не все начинают учить лишь из любви к своему предмету. Некоторые делают это в силу своей профессиональной страсти: желания делиться знаниями и вдохновлять на новые свершения, стремления повышать самооценку учеников и их уверенность в себе и т.д.
Бывают ситуации, когда мы должны обучить человека тому, чем не «горим» сами. Невозможно одинаково любить все, что предстоит сделать или чему надо научить. В таком случае важно сконцентрироваться именно на своей профессиональной страсти, ответив себе на вопрос: «От чего я получаю удовольствие в этой деятельности?»
Однажды я проводила обучение по оформлению презентаций для тренеров одного из предприятий Росатома. Экспертиза коллег была тесно связана с нормативной документацией, и все слайды, которые они делали, имели избыточное количество текста.
Передо мной стояла непростая задача – не только научить их правильно оформлять слайды, но и показать на понятных примерах, как это делать. Другая сложность заключалась в том, что работа с нормативной документацией – тема для меня незнакомая и трудная.
И здесь мне на помощь пришла профессиональная страсть – переводить с «русского на русский». Я испытываю колоссальное удовольствие, когда нужно разложить очень сложную информацию на простые составные элементы. Ведь если это показалось сложным мне, что говорить о будущих слушателях обучающего курса?
Попробуйте определить свою профессиональную страсть. Для этого ответьте на пару вопросов:
- Что вам нравится в роли наставника помимо предмета, о котором вы рассказываете?
- Почему вам это нравится?
- Что из перечисленного вам особенно ценно и дорого?
Личная страсть
Личная страсть – это интересы или любимые занятия, не связанные с работой.
Именно здесь мы получаем возможность творчески подойти к вопросу, не ЧТО подать, а КАК. Чаще всего тема интересна слушателю тогда, когда она интересна говорящему, когда сам процесс передачи информации доставляет удовольствие. Мы как будто заряжаем своей энергией и энтузиазмом других.
Найдите как можно больше способов включить в процесс обучения свою личную страсть.
Я, например, люблю историю. Мне безумно интересно все, что связано с биографией известных людей, которые оставили след в развитии и формировании нашей страны. Воспоминания, очерки, телевизионные передачи – все это позволяет мне больше узнать об их жизни, напитаться ценностями и взглядами, вдохновиться поступками.
Эта страсть помогает мне ярко иллюстрировать необходимость развития некоторых личностных или профессиональных качеств. Кроме того, именно исторические события лучше всего помогают вскрыть какую-то проблему или, наоборот, вдохновить слушателей на перемены. На одном из тренингов по адаптивности я приводила примеры из жизни русского художника И. Э. Грабаря, чья способность оставаться на плаву за счет быстрой адаптации заслуживает уважения и восхищения.
Помните, в отличие от профессиональной, личная страсть – это не то, что следует включать в ежедневный план обучения. Скорее, это дополнительное преимущество, которое дает вам возможность вновь разжечь в себе любовь к учительскому делу, когда это необходимо.
Поразмышляйте над тем, что можно назвать вашей личной страстью:
- От чего вы получаете удовольствие помимо профессиональной деятельности?
- Чем любите заниматься?
- Как это можно применить в обучении?
Когда в учебной деятельности есть место страсти, обучение перестает быть простой передачей материала и становится преображением чьей-то жизни.
«Когда человек реализует свой смысл жизни — это всегда завораживающее зрелище. От тех, кто по-настоящему любит то, что делает или о чем говорит, исходит некая энергия, электричество. И даже если остальные не особо интересуются самой темой, сила, пронизывающая манеру рассказчика, каким-то волшебным образом притягивает их к нему», – считает Дэйв Берджес.
Страсть пронизывает человеческую деятельность и позволяет достигать неимоверных результатов. Работайте над своей страстью, развивайте ее и учитесь эффективно применять в обучении!
Что почитать по теме:
1. Дэйв Берджес «Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными».
2. Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»: «6 источников любви к работе»