Иммерсивная окулография: как альтернативные методы обучения помогают развивать культуру безопасного поведения

Обучение в области безопасного поведения — важнейший шаг на пути к нулевому травматизму. На примере иммерсивной окулографии покажем, как прогрессивные методы обучения помогают развивать культуру безопасного поведения (КБП) и повышать осознанность. О новом инструменте рассказал один из его разработчиков Алексей Красавин, руководитель проекта отдела развития отраслевых центров компетенций Корпоративной Академии Росатома.

Иммерсивная окулография — это метод определения координат взора человека при эффекте полного погружения в среду. «Погружение» достигается за счет технологий виртуальной реальности, а сам проект был разработан совместно с биофаком МГУ им. Ломоносова в 2021 году. Сейчас, после тестирования и разработки, можно с полным правом утверждать: это один из передовых инструментов для оценки профессионализма и результатов обучения.

Как отмечает Алексей Красавин, у нового инструмента есть две равнозначные цели. Первая — это объективно, без участия человеческого фактора, определить уровень развития испытуемого в конкретной сфере и распознать риски по безопасности. Вторая — создать метод, который позволит за короткое время без потери качества и с относительно небольшими финансовыми затратами проводить диагностику уровня развития компетенций, а также обучать людей.

Научная идея разработки основана на деятельности двух подсистем зрения: пространственной (быстрое сканирование пространства) и предметной (детальный анализ зрительных объектов). В ходе диагностики при помощи шлема виртуальной реальности со встроенным окулографом можно отследить положение взгляда при решении определенной зрительной задачи. Она представляет собой конкретную рабочую ситуацию, снятую камерой в формате 360 градусов. Стандартный кейс включает до 10 таких роликов продолжительностью 60-90 секунд, которые разрабатываются индивидуально для каждого предприятия. Сам модульный комплекс состоит из ноутбука, шлема виртуальной реальности и 2 базовых станций. Время диагностики — примерно 15 минут.

Разрабатывая концепцию видеороликов, создатели столкнулись с дилеммой — а что же именно показывать участникам эксперимента? Первый вариант, по словам спикера, — взять профессионалов в какой-то сфере, показать им идеальную рабочую обстановку, а потом сравнить их взгляды со взглядом испытуемых. Но, как показала практика, двух одинаковых ландшафтов внимания не существует даже для самых опытных сотрудников. Поэтому создатели проекта выбрали второй путь — показать людям условно знакомую рабочую ситуацию, в которой они участвуют ежедневно, но уже далеко не идеальную.

— В такой сюжет интегрированы раздражители, на которые настоящий профессионал не может не среагировать, — объясняет Алексей Красавин. — Например, нарушение электробезопасности, неправильное применение инструментов, неиспользование СИЗ. И все это происходит в динамике. У человека нет возможности долго думать, он либо сразу знает, куда смотреть в этой ситуации, либо нет. Если он туда не смотрит, это для нас сигнал — над этой зоной развития еще нужно работать.

При диагностике используются конкретные объекты оценки: нарушения техники безопасности, технические неисправности, ошибки при выполнении задания, дефекты и изъяны в результатах работы, а также отсутствие необходимого инструмента в привычном месте. Система применяет 3 механизма, которые позволяют повышать качество результата: оценка произвольного внимания (то самое движение глаз), тестирование (после просмотра ролик останавливается, и человек с помощью джойстика должен показать проблемные зоны) и анализ распределения внимания.

После подсчета результатов может возникнуть 3 ситуации. Первая: участник определил несоответствия в ролике и подтвердил это на стоп-кадре — все отлично, он понимает, что делает. Вторая: человек увидел проблему в динамике, но на стоп-кадре не подтвердил, не смог выбрать нужную зону. Это значит, что есть определенная культура безопасного выполнения работы, но осознанно работник не сможет рассказать, почему он так делает. И третья: испытуемый человек просто указал зоны на стоп-кадре, но в динамике риски не увидел.

— Почему так важно, куда смотрит человек, если он все равно покажет нужное количество нарушений? — рассуждает Алексей Красавин. — В жизни нет картинки, где нужно найти проблему, а есть динамика. Чтобы сказать, какое количество ошибок заложено в конкретный сценарий, вам все равно надо посмотреть и проанализировать его. И то, как вы будете это делать, помогает выявить, насколько вы погружены в ситуацию, какой у вас опыт в понимании рисков.

Метод иммерсивной окулографии используется не только для оценки фактических умений и навыков работников. При помощи этой технологии также можно сделать учебный мультимедийный модуль с подсказками — обучить человека обращать внимание на конкретные «болевые точки».

Еще одно очевидное достоинство инструмента – это большой охват. За день можно оценить до 30 человек, используя 1 комплект оборудования. Таким образом, окулографию удобно применять для диагностики большого количества персонала или, например, при приеме на работу.

#ГдеРосатом_ТамБезопасно