«Фабрика безопасности» и VR-технологии: зачем использовать альтернативные методы в обучении по охране труда

Сфера охраны труда сегодня переживает период трансформации, и обучение не может остаться в стороне. Одно из перспективных направлений в обучении по охране труда — альтернативные форматы. О новых инструментах, их специфике и роли в формировании осознанности работников рассказали Алексей Прудников, руководитель проектов Центра развития культуры безопасности Корпоративной Академии Росатома, и Надежда Рябова, начальник отдела оценки и развития ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор».

В настоящее время обучение по охране труда (ОТ) в отрасли строго регламентировано: в нем используются инструменты и форматы, которые по большей части универсальны и могут применяться (с небольшими вариациями) на разных предприятиях и производствах. Как отмечает Надежда Рябова, такая система достаточно эффективна и позволяет получить теоретические и практические знания, заложенные в те или иные обучающие программы.

Но при оценке эффективности всегда встает важный вопрос — насколько осознанно работники применяют знания на практике.

— Я считаю, что осознанность у людей должна включаться на каком-то интуитивном уровне, особенно в стрессовой ситуации, — уверена Надежда Рябова. — Так, недавно у нас на производстве произошел несчастный случай, а буквально за месяц до этого сотрудники проходили обучение по ОТ в условиях повышенной опасности и отрабатывали практические навыки на полигоне. Когда потом их спрашивали, почему они не выполнили конкретные действия, ответ был — не успели. Но перед выполнением любого задания надо соблюсти требования техники безопасности. Нужно застегнуть каску  значит, застегните. Нужно пристегнуть карабин – тоже сделайте. Должно быть 50/50  и осознанность, и выполнение конкретных действий.

По мнению Алексея Прудникова, осознанность может проявляться по-разному. Первая форма — когда человек полностью отдает себе отчет в своих действиях и стремится обеспечить безопасность (свою и коллег). Вторая — так называемая «неосознанная осознанность». Работник поступает правильно, потому что нужный алгоритм действий закреплен в подсознании, — и по-другому он уже просто не может. В развитии такой осознанности эффективными могут стать альтернативные методы обучения по ОТ.

Один из подобных методов — проект «Фабрика безопасности», который уже активно используется для формирования культуры безопасности. Для обучения по ОТ в 2022 году планируется «Фабрика безопасности» по направлению «Ограниченные и замкнутые пространства» (ОЗП).

— Главное отличие Фабрики от обычной отработки практических навыков в том, что она позволяет избежать оценочной формы, — объясняет Надежда Рябова. — После прохождения участники не получают конкретных оценок. Это возможность отработать опасные ситуации на практических кейсах, проиграть их по ролям, разобрать с тренером, что получилось, а что нет. Здесь можно посмотреть на себя со стороны, обсудить ошибки и в будущем их не допускать. Фабрики более приближены к жизни, более рассчитаны на запоминание и лояльное отношение к работникам, нежели просто строгий контроль и зачет по охране труда.

Еще одно нововведение в обучении по ОТ — это технологии виртуальной реальности (VR), которое планируется внедрить уже в 2022 году. Надежда Рябова стала одним из первых специалистов по охране труда, испытавших новый тренинг на себе:

— Мы будем отрабатывать такие навыки, как работа на высоте, спасание пострадавшего от удара током, действия при пожаре и др. Для коллег, которые будут углубленно заниматься этим вопросом, очень важно попробовать VR-технологии на себе, чтобы в полной мере получать обратную связь. Я прошла 2 модуля, где меня било током, я падала с крыши — после такого нужные действия очень хорошо откладываются в голове.

Основной минус технологий виртуальной реальности — высокая стоимость и небольшой охват работников. Обучение по охране труда проходят тысячи людей в год — 4-5 VR-комплектов на них просто не хватит. Поэтому важно обозначить точную цель использования таких прогрессивных методов. Сегодня в рамках развития культуры безопасного поведения существуют модульные курсы, рассчитанные на людей, которые только устраиваются на работу, и на молодых специалистов. Поэтому на первом этапе VR-технологии будут встраивать именно в курсы для новичков.

Как добавляет Алексей Прудников, использование VR-технологий для обучения молодых специалистов абсолютно закономерно. Ведь сейчас на производство приходят люди, у которых могут быть другие ценности, другие каналы восприятия информации, и даже на этапе вводного инструктажа для них очень важно применять альтернативные методы.

Так что же важнее, контроль или развитие «неосознанной осознанности»?

— Мировой и российский опыт говорит о том, что исключительно мерами тотального контроля добиться существенного снижения травматизма можно, но до определенной степени, — рассуждает Алексей Прудников. — Все равно наступает порог, ниже которого мы с помощью таких методов не опустимся никогда. Поэтому мы на отраслевом уровне и ведем такую работу, пытаемся включить осознанность, в том числе через альтернативные форматы.

Именно за счет симбиоза осознанности и контроля можно прийти к снижению травматизма и доведению его до нулевого уровня.

#ГдеРосатом_ТамБезопасно