Актуальные навыки для руководителя и рядового сотрудника

Об этом рассказывает Гульнара Биккулова, заместитель генерального директора  Корпоративной Академии Росатома.

С каждым годом неопределенность в жизни и работе нарастает. Наступает эпоха BANI-мира – мира хрупкого (Brittle), тревожного (Anxious), нелинейного (Non-linear) и сложно поддающегося пониманию (Incomprehensible).  Однако недостаточно просто зафиксировать этот переход, важно понимать, как к этому миру адаптироваться и продолжать организовывать работу эффективных команд.


Что такое эффективная команда?


Давайте для начала разберемся, какими характеристиками должны обладать команды, чтобы считаться эффективными. Исследование, проведенное среди сотрудников компании Google, показало, что эффективность никак не связана ни с работой в одном пространстве, ни с решениями, принимаемыми на основании консенсуса, ни даже с размером команды. Важно не то, кто входит в команду (какой у ее членов стаж, возраст, опыт), а как она работает. Google на своем примере считает, что команды работают эффективно, если у них есть следующие черты[1]:

1.     Высокий уровень психологической безопасности и межличностного доверия всех членов команды. Можно поделиться любой идей, даже самой абсурдной, быть услышанным и не высмеянным.

2.     Ответственность за работу и компетентность каждого члена команды.

3.     Наличие четких ролей и ясно поставленных целей. Каждый сотрудник занимает свое место в команде, знает задачи и понимает стоящие перед командой краткосрочные и долгосрочные цели.

4.     Наличие понятных и разделяемых командой ценностей.

5.     Понимание, что результаты работы команды имеют значение и влияют на достижение целей, поставленных перед всей организацией.


Что в эффективной команде требуется от каждого работника?


Профессор Университета Сингулярности, автор книги «Новые правила работы» Гэри Боллес предлагает следующее определение участника эффективной команды: «Problem-solvers who are adaptive and creative with empathy», – то есть сотрудник, который умеет решать проблемы, адаптивный, креативный и с высоким уровнем эмпатии[2].

Действительно, в наступившем хрупком нелинейном и не до конца поддающемся интерпретации мире указанные навыки являются первостепенными. Когнитивные способности человека позволяют собирать и синтезировать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, тестировать решения, сомневаться в предположениях, решать проблемы нестандартными, креативными методами. Так как мир постоянно меняется, умение быстро адаптироваться, то есть учиться каждый раз по-новому решать возникающие проблемы, как никогда актуально. А умение сопереживать другим людям, не только своим коллегам, но и потребителям, клиентам, представителям социальных групп, позволяет снизить уровень тревожности.  

Умение решать проблемы, быть адаптивным, креативным и эмпатичным – ключевые навыки будущего, от которых во многом зависит перспектива создания инновационных продуктов и решений.


Как можно выявить потребность в новых навыках?


Профессор Гэри Боллес предлагает регулярно задавать себе следующие вопросы:

– Есть ли у меня набор навыков, которые я непрерывно развиваю? Думаю ли я о своих компетенциях как о пересекающихся множествах, на стыке которых формируются уникальные навыки, позволяющие увидеть новые возможности?

– Есть ли у меня «суперспособности» – навыки, которые сформированы на стыке того, что я люблю, и того, что у меня получается делать хорошо? Совершенствую ли я их?

– Все ли я про себя знаю? Нет ли у меня таких навыков, которые заметны окружающим, но не мне? Или навыков, о которых я пока не знаю?

– Есть ли у меня умение учиться и осваивать новые навыки?


А какими навыками должен обладать руководитель?


Теперь представьте буквально на минуту, что вы руководитель. Ваша эффективная команда – это команда тех, кто умеет решать проблемы, легко адаптируется к новым вызовам и проблемам, способен проявлять креативность, работает вовлеченно и с эмпатией. Представили? А теперь задайте себе вопрос – как вы собираетесь руководить такой командой? Неужели с позиции того, что вы босс и вам виднее? Вряд ли.

По мнению профессора Гэри Боллеса, руководители команд должны преследовать несколько важных целей: повышение эффективности процессов, создание условий для развития и роста вовлеченности членов команды, поощрение согласованности их действий. Реализация этих целей требует абсолютно нового набора управленческих навыков. Например:

- озвучивать ожидания от работы и давать четкие инструкции при необходимости, а также объективную и профессиональную обратную связь;

- оказывать поддержку людям в их карьерном развитии (видеть потенциальные зоны роста сотрудников, помогать в освоении новых навыков, расширять кругозор, проявлять терпение);

- вдохновлять команду на новые проекты (общаться с людьми разного профиля и мышления, уметь слышать позицию и мнение собеседника, поощрять инициативы сотрудников);

- видеть потребности команды, помогать выстраивать взаимопонимание и личностное доверие, дипломатично и объективно соблюдать интересы каждого работника.

Таким образом, роль руководителя в эффективных командах сводится к приложению максимума усилий для раскрытия талантов и созданию условий для развития сотрудников. Звучит фантастично. Но именно эффективные команды нового типа, сотрудники, которые умеют решать проблемы, обладают навыками адаптивности, креативности и эмпатией, лучше всего отвечают потребностям наступившего BANI-мира.


Ссылки в тексте

[1] https://rework.withgoogle.com/

[2] Gary A. Bolles. The Next Rules of Work: The Mindset, Skillset and Toolset to Lead Your Organization through Uncertainty. Kogan Page, 2021