ПРОЕКТ «СЛЕСАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ», ГОРОД ТРЕХГОРНЫЙ (ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Проект «Слесарная мастерская», вышедший в суперфинал акселератора «Миссия: Таланты», не ограничивается только одним - слесарным - направлением. Автор проекта Василий Бобков придумал использовать свою концепцию для создания целой образовательной экосистемы, в которой будут работать проекты с разным наполнением и специализацией.

История «Слесарной мастерской» началась еще в 2014 году, когда перед предприятием, где работает Василий, встала большая проблема - катастрофическая нехватка технических специалистов, настоящий кадровый голод. К этому добавилось то, что прошла реформа образования и профтех училища и профлицеи были реорганизованы. Но уже на тот момент возникла идея, которую ему подсказал случайный знакомый, начальник производственного предприятия из другого города. Тот поделился с Василием своей личной находкой: начальник цеха взял шефство над школой, где по его запросу готовили ребят с выходом к нему на работу после окончания обучения. Все началось с проведения исследования в школах своего города и в результате опроса получил срез о том, чего хотят дети, какую обучающую программу может дать для них предприятие. Затем подключились заинтересованные работники предприятия, сами скинулись на стартап, приобрели инструменты и материалы и все закрутилось.

Так появился проект «Слесарная мастерская», который был запущен на базе одной из школ. В основе концепции - профориентация школьников 8-го класса. Это полноценная 64-часовая программа обучения по специальности «Слесарь механосборочных работ», адаптированная под восьмиклассников. Ребята занимаются во внеурочное время с опытным педагогом-амбассадором Росатом. По окончанию обучения проводится конкурс профмастерства с определением победителей и подарками от ФГУП «ПСЗ» (Федеральное государственное унитарное предприятие «Приборостроительный завод имени К.А. Володина» - прим.ред.).

Основная цель проекта - создание кадрового потенциала на территории присутствия. И команда Василия доказала, что в силах достичь этой цели. Ведь за более чем 7 лет «Слесарная мастерская» выпустила 143 ученика, из которых 80% выбрали техническое направление, то есть поступили в технический вуз или пошли в технический ссуз. Потому что цель проекта на самом деле шире - школьники, прошедшие через программу обучения, вовлечены и выбирают нашу отрасль. Важно, чтобы они если и не становились слесарями, то как минимум выбирали технические специальности. При этом «Слесарная мастерская» развивает ребят не только технически: проект дает школьникам фундаментальную основу для развития навыков, которые пригодятся и в жизни вне работы. Даже родители благодарят команду и исполнителей проекта - школу, педагога, предприятие - за то, что дети, приходя домой, умеют что-то делать своими руками.

Есть много аналогов, но «Слесарная мастерская» все-таки отличается: уникальным проект делают два момента. Во-первых, школьники получают более полное бесплатное обучение, погружаются в профессию глубже, чем это происходит в аналогичных программах, рассчитанных всего на 1-2 дня (профпробы). Во-вторых, особенность проекта в привязке к территории: он запускается с учетом потребностей и проблематики самой территории. Так, используя концепцию «Слесарной мастерской», можно создавать, например, лаборатории химического анализа или мастерские, обучающие экологов, - в зависимости от потребности конкретного предприятия или города. То есть наполнение проекта может быть любым. В этом и уникальность концепта «Слесарной мастерской», а также его масштабируемость.

Так, в процессе трансформации проекта во время акселератора команда решила взять более амбициозный курс - не только тиражировать проект, но и создавать образовательную экосистему. То есть идея сформировать стандарт развития территории и объединять другие команды и проекты, которые также направлены на поддержание взаимосвязи между школами, вузами и предприятиями. Значит, быть инструментом для развития дорожной карты школьников по построению их карьеры и жизни. А на выходе получать не просто мотивированных и лояльных к отрасли специалистов, но и полноценно развитые личности.

В этом заинтересовано и предприятие-инициатор проекта в лице генерального директора - Владислава Владимировича Белоброва. И именно на этом Василий Бобков и его команда планируют сосредоточиться. В перспективе они будут развивать проект и по горизонтали, то есть консультировать другие предприятия по запуску аналогов или создавать новые проекты «под ключ» на других территориях. И уже есть заинтересованные партнеры.

«Нам нужно приложить общие усилия, чтобы помочь школьникам найти решение, выбрать свой профессиональный путь. И важно начинать это делать уже с 7-8 класса, иначе будет поздно. Если в советское время работал принцип распределения, когда в вузы и ссузы приходили представители предприятий и забирали троих учеников, потом приходили другие - забирали пятерых. И так далее. Сейчас такого нет: не выпускников выбирают, а они сами делают выбор. Школьники идут на подготовительные курсы, самостоятельно определяют себе карьерную траекторию. При таком раскладе получить лояльных работников к нам на предприятие не получится. Поэтому наш проект позволит на своей территории готовить ту самую прослойку мотивированных ребят, которые будут готовы прийти к нам на предприятие и в отрасль в целом»

- резюмирует Василий Бобков.