ПРОЕКТ «ГЕНЕРАТОР ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ», ГОРОД САРОВ

Вышедший в суперфинал акселератора «Миссия: Таланты» проект «Генератор инженерных кадров» появился как ответ на вызов - необходимость найти эффективный инструмент работы со школьниками города Сарова для их вовлечения в инженерно-технические профессии. Много лет проработавший в этом направлении Андрей Додин, эксперт и преподаватель Саровского физико-технического института НИЯУ МИФИ, нашел решение и придумал идею создать цифрового помощника и серию специальных мероприятий, помогающих старшеклассникам пройти этап профессионального самоопределения и успешно сдавать ЕГЭ по физике.

Предысторией «Генератора инженерных кадров» стал многолетний поиск лучших и наиболее эффективных форматов работы со школьниками для повышения их интереса к техническим специальностям, мотивации к выбору ЕГЭ по физике и, соответственно, роста числа поступающих в СарФТИ НИЯУ МИФИ. Необходимость в создании такого инструмента была очевидна: половина абитуриентов, сдающих данный экзамен, не набирают проходного балла. Эта и другие проблемы - конкуренция за таланты с федеральными вузами, дефицит квалифицированных преподавателей профильных предметов в школах - заставили сотрудников СарФТИ НИЯУ МИФИ задуматься о пересмотре подхода к реализации своей приемной кампании. Было решено сосредоточиться на популяризации технических специальностей, поддержке образовательных инициатив в школах по профильным для вуза предметам и сфокусироваться на сопровождении абитуриентов при подготовке к ЕГЭ по физике. Так появился проект «Генератор инженерных кадров».

В основе идеи - создание цифровой среды для поддержки школьников. Проект включает в себя ряд активностей и профориентационных мероприятий, а также платформу для онлайн-сопровождения при подготовке и сдаче ЕГЭ. Специально для этого команда «Генератора инженерных кадров» разработала серию игровых механик, мотивационных инструментов и приёмов, помогающих детям легче и эффективнее преодолеть эмоциональные и другие барьеры при сдаче экзамена. Это и офлайн, и онлайн-мероприятия: межрайонные турниры по физике, профориентационные конкурсы и вебинары, виртуальные лаборатории и VR-cимуляторы, видео-мосты с экспертами и много другое.

Но главным инструментом, уникальной находкой команды, стало создание цифрового помощника - бота, который координирует подготовку ребенка и позволяет не только ему, но и родителям снять напряжение, возникающее из-за страхов или неуверенности перед экзаменами. В данный бот внедрена система взаимодействия между организаторами образовательных мероприятий, учащимися и родителями: она включает дневник подготовки к ЕГЭ, таймер учёта усилий, чат для индивидуальных консультаций, рейтинг прогресса, рассылку информационных материалов и многое другое. Это позволяет сопровождать школьника на всех этапах, фиксировать его достижения, консультировать и помогать ему в сложных моментах, плюс создает благоприятную и комфортную среду для обучения.

На данный момент проект, точнее, его IT-часть, находится на этапе ручного тестирования: заново прототипируется бот, его логические связи и уровень удобства, проверяются игровые и мотивационные механики. В перспективе команда планирует создать IT-продукт, повышающий вовлеченность школьников в процесс подготовки к ЕГЭ по физике и помогающий им добирать те самые баллы, которых не хватает для поступления. Сюда будет включена не только автоматизированная поддержка и информационное сопровождение абитуриента, но и инструменты в помощь преподавателям, чтобы высвободить их время для работы непосредственно с материалами курса обучения. Плюс команда решила изменить имя проекта и планирует проводить ренейминг. Ведь оказалось, что аббревиатура «ГИК» к названию «Генератор инженерных кадров» непонятна и не имеет позитивного отклика среди школьников.

Как говорит Андрей Додин, команда переросла свой проект. Поэтому изначальная его версия трансформировалась в несколько новых направлений - фактически в отдельные проекты, на которых команда и планирует сосредоточиться. Одним из них, например, является идея проведения отраслевой олимпиады для тех школьников, которые уже созрели и хотят учиться именно в профильных заведениях - филиалах НИЯУ МИФИ или в вузах, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях. Это и другие новые направления, выбранные командой в качестве приоритетов, станут основой будущего коммуникационного агентства.

«Мы бы хотели получить на базе нашего старого проекта некое коммуникационное агентство, которое будет помогать «Росатому» более эффективно взаимодействовать с партнёрскими школами, создавать актуальные события и образовательные мероприятия, максимально адаптированные под ситуацию и специфику конкретной территории. Ведь сейчас можно отметить следующий факт: несмотря на все свои ресурсы и имеющиеся информационные инструменты, материалы «Росатома» не всегда достигают цели, не доходят непосредственно до абитуриентов, особенно в соседних районах и регионах. Мы в Сарове находимся в эпицентре информационной повестки, здесь о возможностях и проектах атомной госкорпорации знают все. Но наши потенциальные абитуриенты, живущие за пределами города, в соседних регионах, зачастую имеют минимум данных и информации об образовательных и профессиональных возможностях в Сарове. Этот информационный дефицит мы сможем преодолеть подобного рода инициативами»

- резюмирует Андрей.