Стартовала Деловая программа чемпионата AtomSkills-2020

30.07.2020 17:02

24 июля состоялась стартовая Пленарная сессия деловой программы V Отраслевого чемпионата профессионального мастерства Госкорпорации «Росатом» по методике WorldSkills — «AtomSkills-2020». В этом году все мероприятия программы посвящены выработке совместных действий и решений, призванных обеспечить достижение видения Росатома 2030 – Стать лучшими в раскрытии потенциала. Главный девиз программы: «От стратегии к действиям».

Участниками стартовой сессии стали: генеральный директор Росатома Алексей Лихачев, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков, президент Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов. В диалоге также приняли участие международные эксперты: Чезаре Онестини, директор European Training Foundation (агентство Европейского Союза); Роберто Ла Форджа, основатель инновационной компании BeForPharma (ядерная медицина), сотрудник АО В/О «Изотоп»; Арам Пахчанян, вице-президент ABBYY, директор школы «Айб»; а также Ганс Манцке, директор по международной работе Ассоциации работодателей ФРГ Nordmetall.

Модераторами сессии выступили Юлия Ужакина, генеральный директор АНО «Корпоративная Академия Росатома», и Сергей Гиль, профессор, доктор педагогических наук, федеральный эксперт по вопросам образования и управления талантами.

Юлия Ужакина (вопрос Алексею Лихачёву): 

- Росатом сформировал видение-2030, в которое вошел очень важный элемент - «Стать лучшим в раскрытии человеческого потенциала». Почему это так важно для Росатома?


 Алексей Лихачёв:

«История видения-2030 очень вдохновляющая, она родилась на конференции руководителей Росатома полтора года назад в ходе разговора об итогах и выстраивания подходов к стратегии (…) Родившийся в ходе обсуждения контур включил в себя, конечно же, основные экономические параметры (…). Но помимо «чемпионства» в атомной отрасли, нам необходимо было учесть планирование своего технологического лидерства в технологиях, напрямую не связанных с ядерной энергетикой, но без которых мы рисковали остаться технологическим придатком, абсолютно зависимым от технологий новых материалов, аддитивных и цифровых технологий. 

Вторым важным изменением видения-2030 стало достижение лидерства на глобальном рынке по ряду технологических направлений – войти в пятерку ключевых технологий до 2030 года. 

Мы поговорили об орг. структуре, родился лозунг: Росатом  – единый организм. Это уничтожение горизонтальных барьеров при передаче сигнала сверху вниз и снизу вверх, стирание вертикальных контуров при создании продуктов, при формировании себестоимости. Но чего-то явно не хватало… Без человека никакие технологии работать не будут. Это данность. И Татьяна Терентьева, и Юлия Ужакина помогли нам сформировать эту формулировку: «Стать лучшими в раскрытии человеческого потенциала».

Этой формулировке присуща, с одной стороны, некая дерзновенность, некая заложенная в коде атомщиков потребность в лидерстве, с другой стороны, присущ переворот картинки – мы поставили человека в центр этих будущих изменений. Мы угадали два года назад то движение, которое в стране происходит. (…)

Только удовлетворение всех, в том числе и творческих потребностей, и потребностей личностного развития, является главным критерием успешности как отдельного проекта, так и, в целом, работы власти. 

Взяв этот лозунг на свои знамена, мы смогли изменить парадигму нашей кадровой работы. Изменились два вектора. Первое – конечно, мы должны людей «вырастить» у себя. С учетом специфики атомных технологий, путь набора людей с рынка и адаптация их у себя нам не видится успешным. Но мы какое-то время еще будем по нему идти. Сейчас абсолютно изменен вектор, и мы, в первую очередь, ставим задачу «выращивания» специалистов от управления до научных исследований именно в своей среде. 

Второе – изменение общего подхода. Мы понимаем востребованность профессий. Но мы не будем под них людей «подгонять». Мы должны создать такие инструменты, чтобы сами люди доформировывали отсутствующие у нас знания в комфортном и привлекательном для себя формате и виде и создали срез нашего кадрового потенциала, наших кадровых сил образца-2030».


Видение-2030 – это стремление стать лучшими в раскрытии потенциала сотрудников для увеличения темпов развития корпорации и сохранения лидерских позиций мирового драйвера атомной промышленности 



Сергей Гиль (вопрос Дмитрию Пескову):

- Какие национальные инициативы продвигает сейчас Агентство стратегических инициатив в контексте раскрытия потенциала? Кто главный драйвер изменений в рамках этой темы в России? Какие действия и решения для обеспечения равных возможностей для всех групп людей необходимо сегодня предпринять?


Дмитрий Песков:

«Одним из лучших партнеров в воплощении стратегических инициатив, особенно в сфере кадров у нас, конечно, является Госкорпорация «Росатом». Еще семь лет назад ничего из того, что сегодня создает инфраструктуру работы с талантами, в России не существовало. Сегодня это и AtomSkills, и WorldSkills, и система Кванториумов, и Университет-2035, и Олимпиады НТИ – это те программы, в которых есть сотни тысяч участников. Сегодня эта инфраструктура построена, она довольно быстро развивается. (…)

В чем же главный вызов, стоящий перед нами на ближайшие 10 лет? С чем мы должны прийти к 2030 году?

Массовая уникальность требует отказа от целого ряда традиционных подходов, из которых, наверное, самый сложный – это та дилемма, которую мы сегодня видим в наших проектах.

Когда главы корпоративных университетов или HR крупных корпораций проектируют новые программы, то, как правило, стараются выбирать из доступного, из того, что есть под рукой. (…)

Это характеристика нашего времени. Так работают многие образовательные школы, типа MBA. Вы (школы – прим.редактора), приглашаете преподавателей, покупаете образовательный контент, формируете набор курсов. Дальше вы формируете человеку его дальнейшие шаги развития из доступного материала. Это было хорошо в начале 2000-х годов. В 2030-х мы оказываемся в кардинально другой парадигме, потому что мы, как страна, не в состоянии выиграть глобальную конкуренцию в ситуации, когда мы выбираем только из доступного.

Мы обязаны перейти из существующей парадигмы «выбор из доступного» к парадигме «выбор из лучшего». Сегодня цифровые технологии позволяют уйти от понятия «элитного образования» к понятию «открытого, всеобщего образования», в котором каждому человеку доступны те же возможности, которые раньше были доступны лишь немногим.

(…) Главный инструмент этого перехода – то, что мы сегодня делаем – это создание своего российского искусственного интеллекта в образовании, который бы рекомендовал человеку его следующий шаг для развития. Человек осознает (…), что у него есть нехватка компетенций. Эту нехватку нужно качественно и честно оценить, получить качественную рекомендацию по поводу того, что разовьет человека в ситуации, когда его рабочее место, профессия могут исчезнуть, переподготовить этого человека и помочь разместить его талант там, где он будет нужнее всего для человека, компании, страны.  (…) Диагностика, рекомендации, обучение и размещение таланта человека – это то, чему должны научиться такого рода информационные системы, построенные на искусственном интеллекте. И тогда мы сможем за 10 лет пройти корреляцию задач, поставленных в июльском указе Президента РФ о создании всеобъемлющей системы управления талантами».


Юлия Ужакина (вопрос Араму Пахчаняну):

- Удается ли вам в ваших образовательных проектах создавать среду, где ребенок может раскрыться полностью, понять свои способности, приложить усилия и получить развитие? Что для вас среда для раскрытия потенциала? 


Арам Пахчанян:

«Несмотря на то, что школы, университеты и компании имеют дело с людьми разного возраста, как ни удивительно, но фундаментальные принципы развития личности в этих разных средах совпадают полностью. В конечном итоге, целью всех образовательных организаций является развитие человеческого капитала – людей, которые развиваются в правильном направлении и для себя, и для организации. Это направление определяется тем, насколько человек умеет жить в соответствии со своими ценностями и ориентирами, и насколько та среда, в которой он находится, направляет его на то, чтобы он существовал в гармонии со своими ценностями. Именно ценности создают смыслы, которые нас двигают вперед. (…) Какие качества должны быть у такой среды?

Во-первых, свобода. Среда развития должна быть свободной. Только свобода вызывает рост ответственности. Когда нет свободы, человек пеняет на систему, руководителя – он не готов взять на себя ответственность за свое развитие, всегда надеется на другого человека, который заставит его развиваться. Должна быть высокая личная ответственность, которая основывается на свободе выбора, когда решаешь ты сам.

(…) Второе – среда должна быть ценностной. Например, ценностью может стать постоянное развитие. Важно помнить, что ценности трудно утверждать, но легко разрушить. (…) Все действия организации должны соответствовать утверждаемым ценностям. Как только люди видят, что заявляется одно, а на деле происходит совершенно другое, люди перестают друг другу доверять, начинаются конфликты.

Третья важная составляющая – среда должна позволять ошибаться. Ошибаться, пробуя. Если мы даем свободу, мы должны давать право на ошибку. Люди учатся, ошибаясь. (…) Человек должен постоянно пробовать что-то новое, он должен рисковать. Не всегда этот риск приводит к успеху. (…) Разговор вокруг понятия ошибки должен быть о том, что и почему произошло, что мы сделаем завтра, чтобы этого больше не происходило. Ни в коем случае не наказание. (…)

Еще одно свойство среды – это стремление к совершенству. Обязательно должны быть амбиции, маяк за горизонтом, высокая цель, к которой стремишься, но при этом должно быть критическое отношение к себе, к своим результатам. Без здорового критического мышления невозможна здоровая рефлексия, личностная, коллективная.

Критического мышления сегодня очень не хватает. Это обязательный драйвер, который нужно развивать».


Фундаментальными принципами формирования образовательной среды как основы устойчивого развития общества должны стать: свобода, сопряженная с личной ответственностью, единые ценности внутри коллектива, право ошибаться и стремление к совершенству



Сергей Гиль (вопрос Алексею Лихачёву):


- А есть ли сегодня предпосылки к тому, чтобы говорить о Росатоме, как об ориентире для отечественных корпораций в части раскрытия потенциала человека?


Алексей Лихачёв:

«Структурно, для достижения цели – стать лучшими в раскрытии потенциала – у нас есть все необходимые предпосылки. Есть Корпоративная Академия Росатома, есть Техническая Академия Росатома, целый ряд не административных объединений внутри отрасли. На фундаменте нашей структуры HR-направления много инициированных сотрудниками проектов, которые мы будем поддерживать.

В этих предпосылках немаловажен вопрос доверия. Сегодня мы проводим чемпионат AtomSkills в очно-заочном формате, на самом деле доверяя нашим товарищам на этих площадках, а они доверяют нам в том, что мы организовали, действительно, честную игру. Этот вопрос крайне важен. (…) Важен открытый диалог в отрасли с обеих сторон: и со стороны руководства, и со стороны наших коллег. Пандемия была очень показательна. Мы создали горячую линию. Люди высказывали открыто пожелания и вопросы своему руководству. Львиная доля обращений была связана, в целом, с режимом защиты людей (…)

То есть, кроме необходимых общих предпосылок, (…) наше отличительное преимущество, во многом в уровне взаимного доверия и открытости диалога внутри отрасли».


Прямое включение
Чезаре Онестини:

«Европейский фонд образования является партнером России на протяжении многих лет, чтобы улучшать сферу обучения и профессиональной подготовки. Я бы хотел выделить три ключевых условия, необходимых для развития человеческого потенциала.

Первое – это инновации, без которых невозможно развитие навыков. Но внедрение инноваций невозможно без навыков и предоставленных возможностей для каждого. (…) Система подготовки кадров не всегда справляется со скоростью развития науки и технологий.

Второе – это устойчивое развитие. В центре развития целей устойчивого развития – той работы, которую проводит ООН – люди, которые должны вносить вклад не только в развитие промышленности, но и общества.

Кризис COVID-19 потребовал от нас формирования нового способа мышления, большего участия и вовлеченности компаний. Сегодня нужно улучшать возможности работы своих сотрудников, заботиться о постоянном обучении, работать с каждым человеком в отдельности.

Это важный фактор – наши навыки и знания должны постоянно обновляться. Это признак высококвалифицированных рабочих, чтобы отвечать потребностям трудового рынка.

Таким образом, ключевыми драйверами для ответа на любые вызовы, на мой взгляд, являются инновации, устойчивое развитие и обучение в течение всей жизни».


Юлия Ужакина (вопрос Гансу Манцке):
- С какими вызовами столкнулись сегодня немецкие корпорации? Какие задачи по раскрытию человеческого потенциала вы решаете сегодня?


Прямое включение

Ганс Манцке:
«Сегодня мы столкнулись с большой демографической проблемой: у нас просто не хватает молодых людей, чтобы занимать вакантные места на предприятиях. Нехватка экспертов в сфере металлообработки и электроники стоит очень остро. Мы начали проводить работу с молодежью, чтобы готовить их для работы на предприятиях уже сейчас. Предприятия выплачивают ежемесячное пособие для обучающихся. Наша договорная система в системе дуального обучения гарантирует учащемуся, что предприятие обязуется принять на работу минимум на 1 год. Для молодежи это важно. Но найти их сегодня не так просто. 

80% членов нашей ассоциации – это мелкие и средние предприятия Германии, 20% - глобальные корпорации, такие как Airbus, Siemens, Bosh. Сейчас мы помогаем им регулировать вопросы оплаты труда, а также совершенствовать инструменты повышения уровня профессионального образования. Наша основная задача сегодня – это всячески способствовать построению эффективного профессионального обучения».


Недостаточно реформировать исключительно систему образования, требуются изменения на всех уровнях общественной жизни, связанных с личностным и профессиональным ростом



Юлия Ужакина (вопрос Андрею Шаронову):
- Вы президент ведущей бизнес-школы. Через вас проходит очень много управленцев. И мы надеемся, что вы воспитываете в них правильное отношение, в том числе, к развитию человеческого потенциала. Видите ли вы изменения в головах управленцев нового поколения к ценности человека?


Андрей Шаронов:
«Мы у себя видим много управленцев, но все равно это очень небольшая доля всех управленцев России. Поэтому, я начну с чуть больших цифр, опубликованных в докладе «Глобальная конкурентоспособность талантов». Кстати, Россия занимает там 48 место, из примерно 140 стран-участниц этого рейтинга.
Вообще, на любой процесс, в том числе на подготовку талантов, можно посмотреть с точки зрения спроса и предложения. Складывается ощущение, что у нас с предложением чуть лучше, чем со спросом. Согласно этому рейтингу, Россия находится на 12 месте в мире по наличию пула талантов. На 27 месте Россия по наличию формальной системы образования и на 35 месте – по системе «выращивания» талантов. А вот по уровню системы использования талантов Россия ниже 50% от уровня рейтинга, еще ниже Россия по уровню неясности правовой системы. Здесь вопрос к структуре экономики. Поскольку у нас значительная часть экономики – это добыча сырья, и мы сильно зависим от него, то эта сфера требует немного талантов. В этом смысле те таланты, которые готовятся системой образования, часто не могут найти себя в экономике. И лечить только систему образования было бы неправильно. Скорее, нужно смотреть в сторону спроса, который будет подталкивать систему образования к развитию.

Еще важным считаю то, как работодатель относится к талантам. Меня поразила недавно одна цифра. В России среднее предприятие тратит в 10 раз меньше на переподготовку и образование своих сотрудников, чем в Европе. И в России учится приблизительно 15% работающих, а в Европе – 40%. Интересно, что в Европе учится 5% пенсионеров, которые видят себя вновь на рынке труда. В России – только 1%. Это то пространство, которое нам надо занимать и со стороны образования, и со стороны структуры нашей промышленности».


Юлия Ужакина (вопрос Андрею Шаронову):
В Росатоме есть эмпирическая формула, из чего складывается талант. Талант, прежде всего, должен предполагать способности человека. Мы в Росатоме свято верим, что у каждого человека они есть. Но при этом очень важно, чтобы создавалась среда, где этот потенциал раскрывается. Но нужно еще, чтобы человек прилагал усилие, проявлял волю. Как вам кажется, в этих трех компонентах, какой самый главный?


Андрей Шаронов:
«В моем представлении – это воля. Мы все рождаемся со способностями, а потом сами себя уговариваем, что у нас нет этих способностей. Иногда нам в этом «помогают» – иногда работодатели, иногда родители. Если человек проявляет волю, если у него есть какой-то стимул двигаться, то, пожалуй, этот фактор будет критическим, который подтянет остальные».



Алексей Лихачёв (вопрос Aндрею Шаронову):
- Андрей, почему ты, как один из лучших управленцев страны пошел готовить кадры?


Андрей Шаронов:
«Я задал себе вопрос: чего я хочу? И понял, что хочу менять страну. Я попробовал ее менять в министерстве экономики, в мэрии, в частном инвестиционном банке. Потом понял, что проще менять страну, меняя мозги людей. И ближе всего к «мозгам» ты можешь дотянуться, если ты работаешь в очень хорошей бизнес-школе. (…) Через образование ты можешь поменять страну, меняя людей. Нам нужно новое поколение управленцев с новыми взглядами, которые помогут нам разобраться со всем наследием».



Необходима реализация единой стратегии, создающей максимально комфортные и продуктивные условия для раскрытия потенциала каждого человека как основной задачи современного российского общества


Прямое включение

Роберто Ла Форджа:

«В центре нашего внимания всегда должны находиться люди. Ведь успех начинается именно с них. Когда у людей есть хорошая мотивация рождать идеи, они делают следующий шаг – начинают реализовывать идеи в компании. И здесь перед отделами по персоналу стоят колоссальные задачи, потому что именно кадровые специалисты отвечают на эти вызовы. Команда, с которой мне посчастливилось работать в Москве, все они были как молодые яркие бриллианты.  

Второй важный момент – это подход к формированию команды, когда нужные люди находятся там, где они нужнее всего. Не менее важно иметь право на ошибку. Тот, кто работает, может делать ошибки. Чтобы ошибка не случилась, прежде нужно провести оценку рисков. Даже если сотрудник допускает ошибку, она становится частью ценного опыта компании».

 

Роберт Уразов:

«Когда мы обсуждаем проблему, часто хотим найти простое решение, некий золотой ключик, который поможет решить любую задачу. (…) Сегодня, когда стирается грань четко определенной позиции в компании, четкой траектории, я считаю важным опираться на некие ключевые точки.

Мы сегодня много говорили о воле в раскрытии потенциала. Для меня большое значение в этом вопросе имеет осознанность. Способность человека строить свою карьеру последовательно, вместе с компанией. (…) Здесь вы вынуждены принимать очень много решений, мир меняется.

Искусственный интеллект в образовании – это фактически помощник в построении развития человека, его карьеры. Раньше мы опирались на мнение родителей, педагогов, экспертов. Сейчас у нас есть возможность получить детальный анализ и прогноз на много лет вперед.

Говоря о том, что люди – самое главное, мы только подтверждаем точку зрения, что человек и является основой генерации прибыли. Соответственно, мы должны сегодня становиться предпринимателем в отношении самого себя. Если классический предприниматель зарабатывает на соотнесении факторов производственных, то с точки зрения человеческого капитала он зарабатывает на самом себе. Сегодня нельзя смотреть на человека в отрыве от экономической деятельности. Профессионализм – это накопленный опыт. (…)

Нельзя человека рассматривать как специалиста в одиночном состоянии. Важно, чтобы он находился в среде, где у него возникают и осознанность, и мотивация. Он видит людей сильнее, слабее себя, начинает конкурировать.

Тема непрерывной подготовки стоит довольно давно, но практических шагов мы делаем недостаточно. Например, у нас есть миллиард, мы можем построить школу или обучить 30 тысяч человек. Угадайте, что мы выберем? Мне кажется, есть проблема в наших умах. Необходимо рассмотреть профессионализм не как человеческое благо, а как общественное. Профессионализм нации позволяет решать проблемы в стране. Давайте растить профессионалов, эти профессионалы все сделают сами».


Видеозапись Пленарной сессии: «Стать лучшими в раскрытии потенциала»

Подробная информация о мероприятиях Деловой программы:

https://www.atomskills2020.ru/programm