Цифровая культура

Генеральный директор Корпоративной Академии Росатома Юлия Ужакина рассказывает об основных тенденциях развития цифровой культуры в Росатоме.

У меня скачано около 50 мобильных приложений. Из них я пользуюсь регулярно десятью, остальными по случаю. Мой небольшой опрос показал, что количество скачанных и используемых мобильных приложений не зависит ни от возраста, ни от образования, ни от профессии, ни от места работы человека. У студента их может быть «всего» 25, а у пенсионера – больше 60. Рекорд в моем опросе – 248 приложений, среднее количество – 40. 

Количество используемых мобильных приложений частично говорит об уровне цифровой культуры человека.  Цифровая культура – это понимание и позитивное принятие им цифровых технологий, использование их для улучшения качества работы и жизни. Поднимать уровень цифровой культуры нужно теперь постоянно. Многие зарубежные и российские бизнес-школы стали включать в программы МВА для управленцев навыки программирования, а при оценке человека просят прислать скриншот мобильного телефона, чтобы посмотреть, какими приложениями он пользуется, насколько он принял цифровые технологии.

Есть много опросов, которые показывают, что именно цифровая культура организации является краеугольным камнем для успеха цифровой трансформации. Применительно к компании цифровая культура – это способность организации и ее людей использовать цифровые технологии для улучшения качества работы. 

Для начала нужно как минимум знать цифровые технологии и разбираться в них. Концерн «Росэнергоатом» уже начал погружать своих сотрудников в цифровую среду, разместив на специальном портале ролики об основных цифровых технологиях. Корпоративная академия Росатома обучила 400 резервистов по специальной программе «Индустрия 4.0». Потом резервисты рассказали об услышанном своим коллегам. Благодаря неравнодушию наших резервистов еще около 2000 человек разобрались в специфике технологий нового промышленного уклада. До конца 2019 года короткие содержательные видео курсы по цифровым технологиям смогут пройти все желающие сотрудники Росатома. А новые потоки кадрового резерва теперь будут пробовать самостоятельно делать простые мобильные приложения.

Команды поддержки изменений Росатома (КПИ) тоже включились в развитие цифровой культуры и начали более 20 проектов. Например, одна их КПИ будет пробовать сделать совещания безбумажными, чтобы все материалы были представлены и легко доступны всем участникам в электронном виде. Часть КПИ при поддержке корпоративной Академии будут внедрять реверсивный («обратный») менторинг. Он прекрасно подходит для знакомства и понимания новых технологий, когда уверенные пользователи цифровых технологий, среди которых по понятным причинам больше молодежи, помогают коллегам осваивать их как в работе, так и в личной жизни.

Но пока по результатам опроса, в котором приняло участие порядка 1500 работников отрасли, только 12% думает, что цифровизация его коснется, при этом большинство думает, что отрасли она не нужна. Хочется верить, что скептики воспользуются возможностью понять и принять цифровые технологии, убедятся в их силе и пользе для Росатома. Возможно, стоит начать с активного использования мобильных приложений.