Скорость личных изменений

О скорости профессионального роста у новичков и экспертов в своем деле, а также необходимости постоянно развиваться, рассказывает руководитель отдела методологии Корпоративной Академии Росатома Ульяна Раведовская.

Если человек только начинает развитие в какой-то области, изменения и улучшение результата происходят стремительно.

Например, был хаос и бардак в процессах: никто не понимал – когда, что и кому делать? Но стоило определить задачи, назначить конкретные сроки и ответственных – положительный результат не заставил себя ждать.

Порядок ещё не образцовый, но прогресс налицо.

Если человек успешно совершенствует свою деятельность уже какое-то время, дальнейшее улучшение будет даваться всё более значительными усилиями, а прирост будет не таким впечатляющим.

Когда процессы настроены, большие потери устранены, люди понимают свою зону ответственности, то совершенствовать практику становится сложнее. Необходимо менять не глобальный подход, а докручивать детали, нюансы, концентрировать внимание на мелочах. И это часто оказывается сложнее, чем отказаться, например, от соперничества в пользу сотрудничества.

Всё как в спорте. Когда легкоатлет только начинает тренироваться, достаточно 2-3 тренировок в неделю, чтобы результат от соревнования к соревнованию улучшался на секунды и минуты. Чуть-чуть прибавил на тренировках, моментально увидел результат. Правда и хвастаться особо нечем.

Когда спортсмен подходит к серьезным результатам, требуется значительно больше тренировок. 2-3 раза в день, а не в неделю. Усилий на тренировках необходимо значительно больше. А результат улучшается очень медленно. Счёт уже идёт на сотые доли секунды. И как только происходит пауза в тренировках, прогресс не просто останавливается, а происходит откат. После него начинают всё почти сначала.

Рекорды и пьедесталы «случаются» не с теми, кто в начале пути, а с теми, кто смог не остановиться. Вернее, с теми, кто не смог остановиться.

В развитии квалификации действует очень похожая закономерность. Первое обучение даёт видимые результаты, не требует очень больших усилий. Чем больше навыков человек осваивает, тем больше усилий необходимо, тем медленнее растёт результат, тем всё более тонкая работа нужна. И в этот момент так хочется сказать: «Да, я всё умею».

Но не останавливайтесь, а для этого:

  1. Ставьте амбициозные цели. Спортсмены, достигшие серьёзных результатов уже взрослыми, говорят, что без определения, какую именно вершину они хотят взять, не получается проявить достаточно упорства.
  2. Фиксируйте свой прогресс. Замечайте продвижение, а не только ошибки и потери. Энергию стоит сохранять и накапливать, а не только расходовать.
  3. Замечайте, что вас поддерживает. Что добавляет вам сил и настойчивости? Интересные дискуссии о профессиональном, обратная связь, возможность поделиться опытом, споры о концепциях и подходах, обсуждение достижений и т.д. Что для вас такой источник?
  4. Выбирайте комфортный стиль, форму и скорость обучения. Не все учатся одинаково. Одному хорошо прикладывать усилия от дедлайна к дедлайну, другому хорошо сначала понаблюдать и поразмышлять. Одному хорошо дискутировать, чтобы разобраться, другому – много читать по теме.
А как учитесь Вы?