Существует много подходов и теорий о мотивации, книг и статей, в которых написаны разъяснения и рекомендации, и, конечно, различных обучающих программ о том, как правильно мотивировать. Скорее всего, у каждого есть свое субъективное отношение к данному вопросу и даже свои способы мотивации, основанные на собственном опыте, наблюдениях за собой и окружающими. Но также существует много мифов о мотивации, которые неверно трактуют суть понятия. О них расскажет тренер-консультант Корпоративной Академии Росатома Ирина Чижова.

Вопрос мотивации актуален, потому что в нем кроется источник энергии, который выражается в желании конкретного человека что-то делать. И тут мы можем говорить как про личные цели человека, так и про цели компании, предприятия.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, а также придают этой деятельности ориентацию на достижение определенных целей.

Мотивирование – это процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение личных и корпоративных целей.

Предлагаю взять именно эти определения в фокус сегодняшнего рассуждения, посвященного мифам о мотивации.

Проводя обучение руководителей по мотивации сотрудников или самомотивации, я регулярно получаю от участников интересные вопросы, сталкиваюсь в процессе обсуждения теорий и инструментов мотивации с различными убеждениями. О мотивации ходит немало мифов, которые задают неверное направление усилиям каждого конкретного человека в мотивировании себя и других на достижение тех или иных целей, от самых обыденных до самых амбициозных. Поэтому я хочу поделиться с вами часто встречающимися мифами о мотивации, которые существуют в сознании людей и передаются из уст в уста.

Человеком управляет материальная мотивация (оплата труда, бонусы, премии, социальный пакет и т.п.), потому что самый сильный стимул к деятельности – деньги и другие материальные блага. По данному вопросу проведено достаточное количество исследований и экспериментально доказано, что материальные стимулы обеспечивают кратковременный рост работоспособности человека.

Достаточно часто деньги нужны не сами по себе, а для достижения личных целей. Для одних деньги – это статус, для других – возможность проводить свободное время так, как хочется, а для третьих – безопасность. В этом уже и кроются истинные мотивы деятельности конкретного человека. Оплата должна быть справедливой и достаточной для того, чтобы сотрудник мог сосредоточиться на деятельности. Далее материальные стимулы сохраняют свою значимость, но сами по себе не повышают продуктивность работы.

Мотивация  это набор позитивных фраз. Под мотивированием часто понимают именно какие-то слова, обладающие чудодейственной силой, в идеале универсальные для любой ситуации. Это опасное заблуждение.

Когда руководитель научился слушать и выделять ценностные слова сотрудника, у него возникает ощущение, что мотиваторы сотрудника понятны и можно просто возвращать слова сотрудника, тем самым вдохновляя его на новые задачи и вызовы. Таким поведением руководитель может встать на путь давления и манипуляций, но не добиться желаемого результата. И этот механизм скоро начинает работать против самого руководителя.

В ситуации, когда задачи не ясны, в процессах царит хаос, решения не принимаются, а контроль тотален и безжалостен, – попытки громкими и яркими словами обеспечить мотивацию не принесут особого эффекта и позитивных результатов. Мотивирование как управленческая функция – это, в первую очередь, выполнение руководителем своих прямых обязанностей, в том числе создание условий для раскрытия потенциала сотрудников, а  уже затем – вдохновляющие слова в их адрес.

Мотивация – основной инструмент для обеспечения высокой производительности. Мотивация действительно дает необходимую энергию, но сама по себе не обеспечивает производительность. Последняя зависит от многих других параметров: понятные цели, налаженные бизнес-процессы, наличие ресурсов и т.д.

Мотивирование начинается с принятия решений, определения целей и задач, выстраивания процессов для получения результатов. На уровень мотивации значительно влияет то, каким образом руководитель обеспечивает сотрудника ресурсами для эффективной работы и развития его компетенций, а также как выстроена система контроля.

Мотивировать – значит вынуждать сотрудника действовать более эффективно. Такая установка встречается, когда у руководителя есть убеждения, что люди ленивы и их нужно контролировать. Установка определяет выбор способов влияния на сотрудников. В данном случае это будет контроль и давление, что в конечном итоге приведет к демотивации, и у людей просто пропадет желание работать.

Истинное назначение мотивирования в современном понимании – обеспечивать среду, в которой человек может раскрыть свой талант, использовать свои сильные стороны. Решая проблемы мотивации сотрудников, руководитель должен всегда помнить, что эффективность выполняемой ими деятельности определяется тремя составляющими:

  •    готовность производительно работать (я хочу работать);
  •    способность производительно работать (я умею, обладаю компетенциями);
  •    возможность производительно работать (у меня есть возможность, мне позволяют условия труда и организационная реальность).

А что думаете про мотивацию вы?