О том, насколько важно руководствоваться интуицией при принятии решений, рассказывает руководитель отдела методологии Корпоративной Академии Росатома Ульяна Раведовская.
Есть все-таки магия в том, чтобы слушать автора вживую, а не читать и не изучать пересказы и адаптации, даже самые талантливые. Вроде бы те же слова, а детальность, акценты, отношение другие. В октябре слушала лекцию Даниэля Канемана, нобелевского лауреата по экономике 2002, о предсказуемой иррациональности мышления. В своих работах, посвященных исследованиям рациональности принимаемых решений, Даниэль вводит понятия «система 1» и «система 2».
Система 1 отвечает за решения, принимаемые автоматически, быстро, «не задумываясь». Такой способ разгружает нас, требует значительно меньше ресурсов, усилий. Система 2 включается, когда мы просчитываем, анализируем, взвешиваем – т.е. принимаем решение рационально. Система 2 требует много ресурсов, в том числе времени.
С одной стороны, когда мы прокачиваем наши навыки, связанные с принятием решений, мы включаем систему 2. Учимся не спешить с решениями, анализировать информацию, вырабатывать и взвешивать варианты. И все, кто когда-то пытался изменить свой способ мыслить, знает, как это трудно, сколько сил и внимания необходимо. А навыки, связанные с принятием решений, развиваются медленнее других.
С другой стороны, как отмечает Даниэль, большинство аварий и катастроф спровоцированы системой 2. Именно такой, казалось бы, рациональной. Поскольку время на анализ и принятие решений в таких ситуациях крайне ограничено, а человек анализирует информацию несовершенно. Например, принимая решения, человек ориентируется только на то, что воспринимает, а доказано, что воспринимает он мало. Человек как будто смотрит в замочную скважину на мир и думает, что видит его весь. Остальное додумывает. И не замечает этого.
Простой выход из этого противоречия – не переводить решения в осознаваемые. Принимать решения интуитивно (это и есть автоматический способ).
Но с управленческими и другими сложными решениями такая стратегия будет ошибочной.
Давайте вспомним, что пока человек развивается, он проходит путь:
- от стадии неосознаваемой некомпетентности («не знаю, что не знаю»)
- через осознаваемую некомпетентность («знаю, что не знаю»)
- затем осознаваемую компетентность («знаю, что знаю»)
- к неосознаваемой компетентности («не знаю, что знаю»)
Получается, чтобы интуитивные решения были эффективными, необходимо, чтобы человек когда-то в своём развитии учился принимать эти решения и затем переводил их в неосознаваемые, автоматические. И чтобы в процессе обучения он много учился анализировать и информацию, и варианты решений, и последствия этих решений.
Если говорить, например, про решения, которые человек принимает на дороге как водитель, такая логика работает. Хороший водитель действительно постепенно набирается опыта и со временем начинает принимать решения быстрее, чем успевает подумать и проанализировать.
А вот будет ли это работать с управленческими решениями? Кажется, ситуации и задачи более разнообразны. Кажется, интуитивные управленческие решения – скорее решения дилетанта. Или нет? Что вы об это думаете?
Рекомендую почитать: Канеман Даниэль «Думай медленно… решай быстро», Москва, Издательство АСТ, 2016 г.