Через обучение — к безопасному поведению

В чем специфика обучения культуре безопасного поведения, как атмосфера открытости и доверия поможет снизить травматизм и как выбрать для себя нужные обучающие курсы, рассказывает Алексей Прудников, руководитель проектов Центра развития культуры безопасности АНО «Корпоративная Академия Росатома».

Сегодня обучение в области охраны труда на любом производстве можно разделить на обязательное и «условно обязательное». Первое строго регламентировано и федеральными, и локальными нормами — это курсы, инструктажи, регламенты и др., необходимые каждому сотруднику в соответствии с его профессиональными обязанностями. Второе — «условно обязательное» обучение — регламентировано слабо. Но именно «условно обязательные» обучающие программы позволяют сотруднику менять свои установки, выстраивать свою ежедневную работу более осознанно, оценивая все риски происшествий. Как свидетельствует мировой опыт, именно развитие осознанного безопасного поведения у каждого работника — один из самых эффективных методов снижения уровня производственного травматизма.

В 2019 году, для выполнения задачи по повышению осознанности в вопросах безопасности, Росатом присоединился к концепции «нулевого травматизма» Vision Zero и начал реализацию отраслевого проекта по развитию культуры безопасного поведения (КБП). Первая цель проекта — развитие атмосферы открытости и доверия при условии осознанного отношения к безопасности. Вторая цель проекта — выстраивание системы по выявлению/устранению предпосылок происшествий. Один из главных принципов проекта — внедрение проактивного подхода к охране труда, то есть профилактика опасных условий и действий. Это невозможно без создания на рабочих местах атмосферы доверия: руководители не узнают про многие опасные действия и условия, возникающие ежедневно, пока о них не сообщат сами работники.

На отраслевом уровне сегодня идет большая работа не только по формированию доверительных отношений в вопросах безопасности, но и по определению методов и направлений для развития у работников осознанности, воспитания у них практических навыков безопасных действий. Единого решения по второму вопросу пока нет, но один из возможных вариантов — акцент на трех крупных блоках в проработке. Первый — это развитие компетенций по ценности «Безопасность». Второй — развитие ПТЗН (профессионально-технических знаний, умений и навыков) по культуре безопасности. И третий — обязательное обучение, сертификация, лицензирование и т. д.

Что нужно сделать, чтобы развивать компетенции? Прежде всего их нужно сформулировать. Мы предлагаем выделить пять компетенций: личный пример безопасного поведения; открытое обсуждение вопросов безопасности; управление рисками с целью обеспечения безопасности; развитие системы управления безопасностью и саморазвитие участников системы. 

Один из возможных вариантов  развития компетенций — обучение сотрудников по пропорции 70:20:10: где 70% - обучение на рабочем месте (посредством реализации бизнес-задач, проектной деятельности и др.), 20% - через взаимодействие с коллегами, наставниками, и руководителями, и 10% — тренинги и самообучение.

Для самообучения можно выбрать два пути. Первый — сделать пул образовательных программ, каждая из которых в той или иной степени влияет на развитие каждой компетенции. Второй — составить набор курсов отдельно для каждой компетенции. Но этот вариант потенциально проблематичен: компетенций может оказаться не 5, а 15–20, и человеку будет трудно выбрать нужные обучающие программы и все их пройти. Нам еще предстоит окончательно выбрать, по какому пути пойти.

Чтобы разобраться в уже существующих курсах, мы создали навигатор обучения по программе развития КБП. На первом шаге вы должны определиться, какого уровня КБП хотите достичь. На втором — выбрать, к какой целевой аудитории относитесь: топ-руководители, руководители среднего звена и линейные, представители функции ОТиПБ, специалисты и рабочие. На пересечении этих двух вводных появляются те или иные курсы, сегодня их 16. Каждый курс в той или иной степени нацелен на изменение у человека внутренних установок и развитие осознанности в вопросах безопасности, но при этом содержит и практическую часть — дает конкретные прикладные инструменты для повседневного использования. Есть курсы исключительно практические, например «Диалоги о безопасности». Это очный тренинг, рассчитанный на полтора дня (длится 12 часов).

Обучающие программы проводятся в нескольких форматах. Первый — это очные тренинги, которые мы проводим силами локальных тренеров, тренеров Корпоративной Академии Росатома и экспертов внешних организаций. Второй — обучение по программам КБП на платформе РЕКОРД mobile. И третий — вебинары и дистанционное обучение.

Но останавливаться на этих форматах мы не будем. В будущем мы планируем внедрить технологии, которые уже работают в отрасли, например, «Фабрики безопасности» на ПО «Маяк», и разработать собственные. Еще одно новшество, которое готовит Корпоративная Академия, — это VR-технологии (технологии виртуальной реальности). В частности, мы прорабатываем тренажер, который позволит с помощью VR проводить диалоги о безопасности. Сегодня наша задача — определить место обучения в работе по развитию культуры безопасного поведения и сделать его максимально эффективным для сотрудников Росатома.

#ГдеРосатом_ТамБезопасно