Участники АТОМЭКСПO 2018 поделились опытом подготовки инженеров будущего

15.05.2018 15:22

Второй день глобального тематического трека «Люди атомной отрасли», организованный в рамках форума «АТОМЭКСПО 2018», открылся панельной дискуссией «Образование 4.0: как готовить инженеров будущего». В дискуссии приняли участие ведущие зарубежные и российские эксперты в сфере подготовки инженерных кадров, которые рассказали о новейших моделях и технологиях обучения в контексте развития цифровых технологий.

 

Атомэкспо 2018Директор Международного института управления знаниями (International Knowledge Management Institute) Янко Янев отметил, что ядерная индустрия испытывает дефицит инженеров всех направлений, и подчеркнул необходимость гармонизации международных образовательных стандартов с учетом цифровизации. По мнению эксперта, при этом критически важно сохранить объем практики на реальных атомных объектах. 

 

Руководитель Всемирного ядерного университета (World Nuclear University) Патрисия Воланд поделилась опытом реализации программ по подготовке лидеров для ядерной энергетики. В своем выступлении Патрисия подчеркнула важность постоянного пересмотра технологий образования будущего:

«Мы должны думать с опережением времени, а не следовать за трендами. Необходимо быть готовы к тому, что машины скоро начнут думать за нас и смогут управлять процессами. Вот почему сегодня возрастает роль менеджеров во всех направлениях деятельности атомной отрасли, ключевыми требованиями к которым становится постоянное обучение и развитие лидерских компетенций. Поэтому в комплексные программы нашего университета включены модули по развитию стрессоустойчивости, повышению самооценки, коммуникации, мотивации и адаптации. Активное сетевое взаимодействие с ведущими университетами и промышленными компаниями, позволяет нам быстро актуализировать информацию учебных материалов, менять форматы модулей в соответствии с запросами аудитории. За время работы мы выпустили более 1000 выпускников из разных стран мира, которые решают самые сложные задачи в максимально сжатые сроки».

 

Исполнительный директор Европейской сети ядерного образования (ENEN) Педро Поррас рассказал о современных подходах к профориентации студентов и акцентировал внимание на необходимости правильной мотивации будущих работников атомной индустрии.

 

- Чтобы заинтересовать сегодняшних студентов, убедить их прийти и остаться работать в атомной энергетике, необходимо учитывать эмоциональный аспект и понимать – какие мотиваторы являются главными для нового поколения, в чем их источник вдохновения. Мы рассказываем о престиже профессии и работе в компаниях атомной индустрии, о возможности иметь доступ к уникальным технологиям и заниматься глобальными исследованиями, возможности взаимодействовать с огромным количеством уникальных специалистов. При этом мы понимаем, что современное поколение все воспринимает в «цифре» и стараемся использовать адекватный язык – цифровые интерактивные форматы презентации и яркую визуализацию».

 

Генеральный директор Высшей инжиниринговой школы НИЯУ МИФИ Мария Ганченкова рассказала о том, как глобальные вызовы меняют основные образовательные программы университета и способствовали развитию программ сотрудничества с ведущими вузами и компаниями, представляющими атомную индустрию. Особое внимание в своем выступлении Мария Ганчекова уделила магистерской программе подготовки инженеров для цифровой экономики, разработанной совместно с АО ИК «АСЭ».

 

- Традиционные университетские программы не успевают за скоростью изменений в технологической и бизнес-среде. Сегодня важно ориентироваться на более короткую перспективу и сокращать срок подготовки специалистов. Цифровой контекст обязывает нас совершенствовать не только образовательные форматы, развивая онлайн и виртуальное обучение, но и пересматривать сам контент и формы сотрудничества с заказчиками обучения. Одной из востребованных специальностей сегодня становится цифровой инжиниринг. В 2017 году на базе МИФИ создана Высшая Инжиниринговая Школа, которая стала совместным проектом университета и инжинирингового дивизиона Росатома. Это модель тесной кооперации индустриального партнера с вузом, которая стала ответом на запрос атомной отрасли в инженерных кадрах нового поколения, решающих конкретные задачи компаний уже на этапе обучения.