Все мы немножко Моцарты…

14.02.2020 15:36

Все мы немножко Моцарты…

«Подарок» природы

Философы-гуманисты с XVIII века спорили: способности человека заложены природой, Богом или же их можно приобрести, развить упорным трудом, талантом педагога?

Современные психологи, отвечая на этот вопрос, пришли к выводу, что способности человека развиваются в течение всей жизни, а в их основе лежат природные задатки. Советский ученый Борис Теплов классифицировал их, разделив на две группы — универсальные и специальные. К первым относятся мыслительные задатки, память, речевые способности и т.д., а ко вторым — музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные…

От родителей каждому человеку достались определенные задатки — психофизиологические основы работы мозга. Чаще всего они связаны с индивидуальными особенностями работы анализаторов. Например, слуховой анализатор обеспечивает человеку возможность тонкого разграничения музыкальных звуков и звуков речи. У моторики есть широкий диапазон индивидуальных различий. В конце ХХ века эти различия интенсивно изучали нейрофизиологи, лет 5–10 назад была лавина исследований их генетических основ. Найти материальную основу таланта — мечта исследователя, ведь эти знания так хочется конвертировать в прорыв в детской педагогике и профессиональном образовании. Но от нейронов до осязаемого успеха человека — огромная дорога, - поясняет директор Центра оценки персонала Корпоративной Академии Росатома Наталия Прахт.

На основе задатков развиваются способности, но развиваются исключительно в процессе деятельности. Иными словами, если у ребенка есть музыкальный слух, нужны занятия с ним или хотя бы часто звучащая возле него хорошая музыка, поющие взрослые, которым хочется подпевать. Если же деятельности нет, то способности даже при самых лучших задатках не будут развиваться. Скорее всего, у каждого из нас есть масса задатков в той или иной сфере, для развития которых, увы, не сложились обстоятельства.

Самым очевидным доказательством влияния наследственности в проявлении таланта служат династии: музыкальные, актерские, научные, военные, рабочие. Впрочем, здесь смешиваются фактор наследственности и фактор социального наследования. Вольфганг Амадей Моцарт стал гением, потому что ему достались выдающиеся способности от родителей или потому что папа Леопольд неустанно занимался развитием сына?

Чтобы ответить на этот вопрос, психологи используют близнецовый метод. Особенно ценный материал для анализа дают пары гомозиготных детей, особенно те пары, которые были разлучены и воспитывались в разных семьях. Подобные лонгитюдные (многолетние) исследования велись в лаборатории Инны Владимировны Равич-Шербо, советского и российского психолога, создателя научной школы психогенетики, — они известны во всем мире. Психологи выяснили, что у детей с идентичным набором генов способности проявляются очень согласованно! То есть если один музыкален, то и второй тоже. Оказалось, что способности у них проявляются даже более согласованно, чем у гомозиготных близнецов, которые выросли вместе. То есть роль наследственного фактора в проявлении способностей весьма велика.


Если детство позади

Больше всего шансов максимально реализовать свой потенциал имеют люди, чьи задатки были выявлены еще в детстве. В нежном возрасте легче и эффективнее всего осваиваются многие виды деятельности, а некоторые могут быть развиты только в детстве (речь, ходьба). Для каждой психической функции есть свой возраст, когда она развивается максимально эффективно. Для одних функций это окно возможностей в какой-то момент захлопывается навсегда. Например, ребенок не может освоить человеческую речь после 5 лет. Просто становится поздно (случаи, когда он научился ее понимать, но не заговорил вслух сам, — не в счет). Для других видов деятельности это «окно возможностей» очень широкое. Например, научиться водить машину человек, в принципе, может, как только ноги до педалей доросли, а может и в преклонном возрасте. Но для максимально эффективного формирования навыков вождения автомобиля сензитивный возраст — 12 лет! Именно этим мальчикам и девочкам нужно меньше всего часов упражнений, чтобы научиться управлять машиной.

Уже в возрасте 3–4 лет малышей начинают отбирать в различные спортивные секции, например, фигурного катания. Тут огромное значение для оценки способностей имеет наличие опытного чуткого наставника, тренера. Наметанным взглядом он довольно быстро может определить, есть ли у ребенка задатки. Например, детей при поступлении в секцию фигурного катания могут попросить… спрыгнуть с табуретки. Малыш только приземлился, а опытный педагог уже может сказать, в «фигурку» ему лучше пойти или в хоккей.

А при отборе 6-летних детей в лингвистическую школу опытный преподаватель не проверяет у них словарный запас. Он замеряет фонематический слух ученика — способность различать фонемы (смысловые оттенки звуков) и объем слухоречевой памяти. Дети просто должны сказать: слова, которые им называют, они просто похожие или все же одинаковые, и повторять длинные фразы на незнакомом языке — кто сколько запомнит.

Конечно, педагоги могут и ошибаться в определении способностей. Например, Василия Сурикова с первого раза не приняли на учебу в Академию художеств. Профессора перепутали отсутствие важных, с их точки зрения, навыков рисования и недостаток способностей. Похожая история произошла и с Архипом Куинджи.

С другой стороны, педагогов иногда пытаются обмануть, выдавая результат тренировки за реальные способности. Майя Плисецкая сетовала, что когда балет стал площадкой для реализации родительских амбиций, детей стали с малых лет готовить к поступлению в хореографическое училище: художественная гимнастика, интенсивная растяжка, массаж… В итоге педагогам трудно стало различить детей с задатками и просто натренированных. В училище стали попадать «не те», а через какое-то время тайное становилось явным, следовали отчисления, слезы… Саму Майю, дочь репрессированных родителей, никто в свое время не натаскивал для поступления в балетную школу.

В целом тема детских способностей неплохо изучена в теории и на практике. А что делать тем, чье детство давно минуло? Имеет ли смысл во взрослом возрасте пытаться раскрыть свой потенциал?


Познание себя и самореализация — это высшая человеческая потребность. Для этого взрослому человеку требуется большая работа по рефлексии, чтобы отделить: это — «мое», а это — навязано обществом. Здесь можно ориентироваться на две вещи. Первая — мнение знающих людей, которые могут оценить ваши способности в той или иной сфере. Вторым надежным индикатором для распознавания собственных способностей являются эмоции. Нам нравится заниматься тем, к чему у нас есть способности. Бывает так, что, занимаясь определенным делом, человек полностью увлекается, забывает о времени, успевает многое сделать и при этом испытывает эмоциональный подъем, удовлетворение от процесса. Скорее всего, в этот момент он работал, опираясь на свои способности. Стоит остановиться и подумать, в чем они состоят, - говорит Наталия Прахт.

Пентаграмма управленческого таланта

Во все времена на любом производстве существовала особая когорта людей, отличающихся высокой работоспособностью, нестандартным мышлением, результативностью. Когда-то их называли передовиками и капитанами промышленности, сегодня — эффективными менеджерами и HiPo (от английского High Potential).

Никто, конечно, не требует от всех сотрудников, чтобы они обладали выдающимися качествами. В отрасли есть два перечня требований к работникам. Первый — это корпоративные ценности, которые должен разделять каждый наш коллега. Это доступно любому человеку, было бы желание. А второй — это способности, необходимые для решения управленческих задач. Вот они проявляются не у всех. Эти способности перечислены в отраслевой модели управленческого потенциала, которая базируется на массе отечественных и зарубежных исследований, теоретических построений, практических инструментов оценки, - отмечает Наталия Прахт.

Условно эту модель можно изобразить в виде пентаграммы, один из секторов которой обозначает мотивацию сотрудника — его стремление развиваться и строить управленческую карьеру. А еще четыре кластера характеризуют различные способности кандидата — насколько он целеустремлен, открыт новому, способен к решению сложных проблем, талантлив в общении с другими людьми. Использование данной матрицы позволяет определять более и менее способных лидеров.


Pic 1
Управленческие способности не исключение, они тоже проявляются и развиваются в ходе деятельности и затухают от бездействия. Неслучайно среди наших старших руководителей почти каждый в юности — председатель совета пионерского отряда или член комитета комсомола, командир или комиссар стройотряда. В прежние годы это давало очень неплохой тренинг для развития лидерства, - поясняет Наталия Прахт.

Сейчас в Росатоме есть много современных сообществ для развития лидеров. Команды поддержки изменений, волонтерские команды, экспертная и наставническая работа по стандартам WorldSkills, совет молодежи, реверсивный менторинг, новые стройотряды — палитра шире, чем в советские времена.


Директор Центра оценки персонала Корпоративной Академии Росатома Наталия Прахт