Культура безопасного поведения на дороге: как выбрать скоростной режим

19.04.2023 09:03

Безопасность на дороге является важной составляющей культуры безопасности в целом. Каждый человек в разные моменты жизни бывал в одной из ролей – водителя, пассажира, пешехода, и во всех случаях важно помнить о базовых правилах, которые помогают сохранить нашу жизнь и здоровье. О правилах выбора скоростного режима на дороге рассказал мастер-тренер и старший преподаватель учебного центра «Актив-Безопасность» Сергей Кувшинов.

Корпоративная Академия Росатома продолжает серию мероприятий о развитии культуры безопасного поведения за пределами производства, в нашей повседневной жизни. Как отметил в начале встречи руководитель группы сервисных услуг Управления транспортного обеспечения и сервисных услуг ООО «Энергоатоминвест» Николай Мычка, сегодня в отрасли действует проект по развитию культуры безопасного поведения в транспортной сфере. И совместная работа с экспертом Сергеем Кувшиновым позволит узнать больше о российском опыте, различных подходах к обучению защитному вождению, а также рассказать о наработках Росатома и оценить, в каком направлении нужно двигаться дальше.

На прошлом занятии лектор подробно рассказал о системе защитного вождения. Самый ценный ресурс водителя – это время, и обеспечивают его три составляющие этой системы: скорость, пространство и наблюдение. Именно скорость является одной из основных причин ДТП: около 30% аварий происходит из-за ее превышения. Но почему же так происходит?

«Автомобиль предназначен для быстрого движения, это его прямое назначение, – отмечает Сергей Кувшинов. – Но люди, стремясь сэкономить время, нередко теряют в этой погоне контроль и понимание – а насколько быстрее можно перемещаться, чтобы это было ещё и безопасно».

Человек превышает скорость по разным причинам, в первую очередь из-за спешки. При этом в мегаполисе в таком поведении зачастую нет смысла – в городе скорость определяет не мощность мотора, не мастерство водителя, а трафик. Также людьми управляют удовольствие от быстрой езды, самоуверенность, соперничество, мощный двигатель авто и азарт. И есть причины, связанные с неправильной оценкой дорожного покрытия, условий видимости, собственного состояния.

Чтобы суметь вовремя остановиться, водителю необходимо понимать, когда начинается остановочный путь машины. И если рассматривать автомобиль как систему «водитель-машина», то нужно учитывать: машина начинает тормозить, когда человек за рулем увидел препятствие. Поэтому на остановочный путь всегда влияют 2 фактора – путь за время реакции (зависит от скорости и состояния водителя) и тормозной путь (зависит от скорости, покрытия, уклона дороги, состояния шин, типа тормозной системы, электронных систем авто).

Расскажем о показателях, в соответствии с которыми человек выбирает скоростной режим.

«Есть документ, имеющий силу закона, – это правила дорожного движения, которые регламентируют верхнюю планку – установленную скорость, – рассказывает эксперт. – И есть документ, который определяет ответственность водителя за превышение скорости, – это Административный кодекс. Но зачастую наша скорость не может быть даже установленной: условия движения просто не позволяют развить этот максимум. Поэтому скорость должна оставаться адекватной, то есть соответствующей текущим условиям».

Адекватная скорость всегда выбирается в зависимости от трех факторов: покрытия (то, по чему мы едем), видимости и нашего состояния. Рассмотрим эти пункты подробнее.

Когда водитель выбирает скорость, всегда нужно помнить: главное не «как я разгонюсь», а «где я смогу остановиться». И определяется это покрытием. Приведем пример: сейчас весна, на дорогах много луж, и если водитель выбрал скоростной режим неправильно, может возникнуть такое явление, как аквапланирование. Спровоцировать его можно и ошибкой водителя. Основная, как подчеркивает Сергей Кувшинов, — это торможение в воде (сбросить скорость надо до лужи, а потом тормоз отпустить). И вторая – это руление (колеса не должны крутиться). Кроме того, многие водители еще ездят на зимней «резине», которая склонна к аквапланированию, и на таких колесах перед лужей нужно снижать скорость еще сильнее.

Вторая составляющая – это видимость. Она зависит от профиля дороги, внешних факторов (дым, туман) и условий видимости (время суток). В темное время суток должна быть возможность остановиться на видимом отрезке пути, он определяется светом фар. На ближнем свете это 50-60 м, на дальнем – 100-120 м. Именно на этот отрезок водитель обязан уложить весь остановочный путь. При дымке и тумане границей остановки является точка видимости. Для профиля дороги остановочный путь тоже должен укладываться в зону видимости, например, до поворота.

И последний фактор, который влияет на выбор скорости, — это состояние водителя. Любому человеку нужно время, чтобы оценить какое-то событие. У всех оно разное, но, как правило, среднее время реакции водителя – 1 секунда. Плюс оно может увеличиваться, например, при усталости.

Если вы сели за руль уставшим, это состояние надо контролировать. Поймать его довольно легко: первые признаки – это зевота, желание менять позу, снижение концентрации внимания, взгляд в одну точку и нежелание переводить взгляд, стеклянный взгляд. Как только человек заметил эти симптомы, нужно отдохнуть. Чтобы не терять контроль на дороге, в летнее время рекомендуется каждые 2 часа поездки делать перерыв на 10 минут. Зимой, когда условия поездки сложнее, этот интервал можно сокращать.

Если усталость критическая, необходимо найти возможность безопасной остановки (заправка, парковка, карман) и поспать минут 15-20. Это физиологическое время короткого сна – мозгу его достаточно, чтобы перезагрузиться. Когда нужно просто передохнуть, лучше сделать это активно – походить, поприседать, чтобы насытить кровь кислородом. Если поездка занимает больше суток, важно предусмотреть время для полноценного отдыха и сна.

Да, машина создавалась, чтобы передвигаться быстрее. Существуют ситуации, когда скорость нужно сбросить превентивно: на скользкой дороге, перед поворотом, на уклоне, при приближении к пешеходному переходу, возле школ/детских садов, при сильном боковом ветре (на открытом участке), при осадках. Но если вы решили увеличить скорость и условия это позволяют, то нужно сбалансировать всю 3-факторную систему защитного вождения. То есть увеличить дистанцию и не отвлекаться, быть полностью сосредоточенным на управлении.

#ГдеРосатом_ТамБезопасно