Я вас активно слушаю

наливайко (1) (002).png

О том, как правильно выстроить коммуникацию и какие инструменты помогут расположить к вам собеседника и сделать общение комфортным и эффективным, рассказывает тренер-консультант Центра развития метанавыков Корпоративной Академии Росатома Ирина Наливайко.

Мы живём в мире людей. Это данность, которую невозможно оспорить.
За каждой системой, структурой, процессом стоят люди. Мы можем много анализировать, планировать, но результат всегда будет зависеть от того, как мы смогли выстроить отношения с теми, кто вовлечен в эти процессы.

Наша манера общения развивается параллельно с нами. Говорить – это базовый навык человека. С первых месяцев жизни мы овладеваем речевыми навыками. Это происходит под воздействием среды, в которой мы находимся с момента рождения: на нас оказывают влияние родители, близкие, воспитатели, учителя, наставники, друзья, а потом коллеги и руководители. Я уже не говорю о территориальном признаке, а вследствие этого и определенном менталитете. Всё это создаёт культуру общения, которую мы подсознательно перенимаем, а затем транслируем.

Однако далеко не всегда наша манера общения оказывается эффективной.
Именно поэтому так важно задавать и искать ответы на различные вопросы: «А как я могу влиять на коммуникацию с окружающими?», «Что я уже делаю хорошо, и почему это так?», «Какие качества мне надо развить, и как я могу это сделать?» и многие другие.

Существует множество концепций, алгоритмов и инструментов, которые позволяют развивать коммуникативные навыки. И все они базируются на ключевой способности человека – умении слушать и слышать.

Люди часто, не отдавая себе в этом отчет, не участвуют в диалоге, просто молча присутствуют. Они могут думать о чем-то своем, делая вид, что внимательно слушают собеседника. А иногда и вовсе не настроены на разговор или хотят продемонстрировать своё превосходство, неприязнь, безразличие, и демонстративно прерывают собеседника или продолжают заниматься своими делами.

От того, как мы умеем слушать, зависит наша эффективность. Создавая крепкие рабочие контакты, атмосферу доверия и открытости, мы кратно увеличиваем скорость и качество выполнения своих задач.

Как же научиться слышать других?

Для того, чтобы научиться слышать собеседника, необходимо работать над осознанным отношением к слушанию.

  • Понаблюдайте за собой. Чем вы чаще всего заняты во время диалога и почему. 
  • Особенно с теми, отношения с кем складываются непросто.Соберите обратную связь, узнайте, насколько вы комфортный собеседник. Опрашивать можно и коллег, и людей из вашего ближайшего окружения: близкие, родственники, друзья.
  • Используйте инструменты активного слушания.

В чем польза активного слушания?

Активное слушание — это набор инструментов, которые «работают» как для отправителя, так и для получателя сообщения. За счёт этого получается создать ощущение уважения, заинтересованности и желания продолжать разговор в моменте:

  • люди больше открываются;
  • снижается вероятность недопонимания;
  • проблемы и конфликты разрешаются легче;
  • доверие укрепляется.

Учимся активно слушать

  1. Держите зрительный контакт. В нашей культуре отсутствие зрительного контакта считывается как неуверенность, скрытность и безразличие.
  2. Делайте парафраз. Пересказывая смысл услышанного своими словами, вы помогаете собеседнику быть уверенным, что его внимательно слушают и заинтересованы в том, чтобы его понять. Как только вы сами настроитесь на парафраз, вы заметите, насколько повысится ваша собственная концентрация.
  3. Задавайте вопросы, уточняйте. Помните: кто задает вопросы, тот управляет коммуникацией. При необходимости делайте подводку к своим уточнениям, объясняя, почему вы задаёте тот или иной вопрос, что бы вы хотели прояснить.
Эти рекомендации могут показаться простыми, но ведь это – только начало пути.
Самое главное – активно их использовать в коммуникации. Тогда общение с коллегами
и близкими приобретет более насыщенный «вкус», а отношения укреплятся.



Юлия Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»
Финн Уокер «Искусство активного слушания»
Нина Зверева, Яна Павлидис «В общении главное — не говорить, а слушать»
https://www.youtube.com/watch?v=Z82MFeoJ58I