Развиваем метанавыки: внимательность руководителя

Стрельченко Артем.jpg

Внимательность определяет важнейшие аспекты деятельности руководителя. Для эффективного управления важно расставлять приоритеты и фокусироваться на главном. О том, как научиться управлять своим вниманием, в своем блоге рассказал руководитель направления Центра развития метанавыков Корпоративной Академии Росатома Артем Стрельченко.


«Жизнь все время отвлекает наше внимание. И мы даже не успеваем заметить, от чего именно» Франц Кафка

Прямо сейчас возьмите паузу и спросите себя: «На что в данный момент направлено мое внимание? О чем я думаю?». И, получив ответ, задайте другой вопрос: «Это именно то, о чем я сейчас хочу думать? Насколько я управляю своим вниманием?»

Большинство из нас воспринимают внимание как что-то автоматическое, нам трудно осознать, как и почему в поле нашего зрения попадают те или иные объекты. Давайте рассмотрим природу внимания и внимательности, их место в работе руководителя и способы развития. 

Внимание – это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к нему с целью получения каких-либо данных. Другими словами, это своеобразный фильтр, через который проходит вся окружающая информация. 

Внимательность – это качество личности, способность сосредоточивать, удерживать внимание на выбранном объекте или явлении и управлять им.

Это одна из важнейших когнитивных функций человека. Уровень ее развития оказывает влияние на широкий спектр функций, качеств и компетенцией личности: памяти, мышления, речи, эмпатии, коммуникабельности, способности к анализу, гибкости, продуктивности и многих других.


Роль внимательности в работе руководителя

Внимательность определяет важнейшие аспекты деятельности руководителя: работу с командой и ее мотивацию, принятие решений, достижение целей, качество работы с документами, скорость, качество анализа и прогнозирования и т.д.

Казалось бы, руководитель должен думать обо всем и сразу. Однако это далеко не так. Для эффективного управления важно расставлять приоритеты и фокусироваться на главном. В нейропсихологии для обозначения направления внимания и его удержания используют термин «когнитивный контроль».

Для эффективного «когнитивного контроля» руководителю необходимо использовать три фокуса внимания: внутренний, внешний и на окружающих людях.

  • Внутренний фокус позволяет развивать осознанность, сонастроиться с эмоциями, ощущениями, лучше понять себя, причины своих желаний и поступков. 

  • Внешний фокус позволяет ориентироваться в больших системах, окружающем мире, лучше понимать происходящие процессы и свою роль в них.

  • Фокусируясь на окружающих, руководитель внимательно наблюдает и слушает сотрудников, понимает их мотивацию и знает, что им нужно для развития. Все это помогает создавать гармоничные связи с другими людьми. 

Важно найти баланс и хорошо понимать, когда и какой фокус использовать. 


Основные свойства внимания

Чтобы умело управлять фокусами внимания, необходимо хорошо понимать его природу и систематически развивать внимательность. 

Давайте рассмотрим основные свойства внимания, которые помогут в его развитии.

  • Концентрация позволяет человеку сосредоточиться на одном предмете, объекте. 

  • Устойчивость – способность удерживать внимание на одном предмете, объекте, задаче.

  • Объем – величина, которая показывает, сколько объектов человек может одновременно удерживать в зоне внимания. Объем важен для многоуровневой деятельности, при многозадачности. У взрослых людей он может достигать 6 объектов.

  • Распределение – способность выполнять несколько действий одновременно.

  • Переключение – осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Другими словами, это скорость перемещения фокуса, перехода от одной деятельности к другой. 


Что же мешает нам сосредоточиться?

Эффективно использовать перечисленные свойства внимания могут помешать разные причины: физическое утомление, дискомфорт человека, негативный настрой и отсутствие интереса по отношению к задаче, беспорядок на рабочем столе, тревожные ожидания и т.д.

И здесь особое внимание стоит обратить на влияние количества нерешенных дел. Еще в 1927 году советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник доказала: незавершённые действия запоминаются лучше завершённых. Получается, чем больше перед вами стоит незавершённых задач, тем сильнее загружен ваш мозг и тем ниже концентрация.

 

Как развивать внимательность?

  • Развивайте наблюдательность. Гуляя по улице, посещая магазин, старайтесь подмечать как можно больше деталей.

  • При общении с людьми отмечайте, как они выглядят: во что одеты, какого цвета у них глаза, какой формы брови и т. д.

  • Откажитесь от привычки делать что-то наполовину.

  • Перестаньте делать все «на автомате», тренируйте осознанность.

  • Обратите внимание на незнакомого человека, посмотрев на него в течение 4-5 секунд, затем отведите взгляд и попробуйте вспомнить детали его внешности и одежды. Их должно быть не менее 10.


Таблица Шульте

Классическое упражнение на развитие внимания.

Посмотрите на таблицу ниже и постарайтесь как можно быстрее зафиксировать числа взглядом в правильном порядке от 1 до 25.

Можно усложнить задачу: сделать то же самое, поместив взгляд в центр таблицы и пользуясь только периферическим зрением.

 таблица Шульте.jpg


Таблица Струпа

Эффект Струпа (эксперимент 1935 г. психолога Джон Ридли Струпа)
 — дополнительная сложность, возникающая при чтении слов, когда цвет букв не совпадает со значением слова. Для тренировки назовите, не путаясь, цвета на картинке ниже. С каждой новой попыткой увеличивайте скорость чтения.

таблица Струпа.png

И еще несколько упражнений

  • Осознанная ходьба

Сосредоточьтесь на ощущениях, возникающих в процессе передвижения: почувствуйте, как ноги прикасаются к земле, как двигаются руки и ноги, мышцы тела.

  • Внешние помехи

Тренируйтесь не отвлекаться на внешние раздражители. Например, выполняя работу или читая книгу, включите для фона свои любимые песни, которые обычно вызывают желание подпевать или танцевать.

  • Увеличиваем объем внимания

В течение 10 минут прислушивайтесь к окружающему шуму. Постарайтесь его дифференцировать: это море, это птица поет, это радио играет, это ветер гудит, это ребенок разговаривает. Так вы развиваете слуховое внимание. И бывает трудно его удержать на одном объекте.

  • Переключаем внимание

Когда находитесь на природе, постарайтесь переключать внимание на различные природные объекты: посмотрите на упавший листок, потом – на песок, ветку дерева, камень или гальку на море.

  • Развиваем скорость

Найдите тикающие часы и поставьте их рядом с собой. Начните читать что-нибудь не очень сложное. Переключайте внимание на тиканье часов и чтение поочередно.

  • Управляем осознанностью

Выберите время, когда вас никто не потревожит, сядьте удобно, засеките 15 минут: первые 3-5 минут мысленно или вслух перечисляйте то, что вы видите перед собой; следующие 3-5 минут отслеживайте звуки, которые доносятся; последние 3-5 минут сконцентрируйтесь на чувствах, которые проживаете в данный момент, и на ощущениях в теле.

  • Распределяем внимание

Возьмите лист бумаги и две ручки. Засеките минуту и одновременно нарисуйте как можно больше кругов одной рукой и треугольников – другой. Круги должны быть ровными, а треугольники – остроугольными. Минимальное количество пар – 5.

 

Помните, внимательность – это важнейший метанавык современности. Понимая, как он «работает», и регулярно тренируя внимательность, вы сможете значительно повысить результаты своей деятельности.

    


1.     Крис Бэйли «Гиперфокус»

2.     Елена Сосновцева «Memento memory. Как улучшить память, концентрацию и продуктивность мозга»