Человек играющий. Как игровые техники помогают в обучении

Яшаева Ольга

О том, чем почему играть полезно даже взрослым, и как игра помогает осваивать новое, рассказывает Ольга Яшаяева, тренер-консультант Корпоративной Академии Росатома.

Процесс игры отсылает нас в беззаботное детство, когда мы познавали окружающий мир через призму интереса и эксперимента, а не оценки. Мы не нуждались в инструкциях, а просто занимались тем, что нам нравилось. Благодаря игре мы понимали, как устроен мир, и учились взаимодействовать с окружающими. Охотясь за кладом или вживаясь в роль казаков-разбойников, мы узнавали, что такое командный дух и выносливость. Самые простые игрушки дали нам возможность вжиться в популярные социальные роли, научиться выстраивать коммуникацию и межличностные отношения.

Однако, вырастая, мы обращаемся к игре все реже и реже. Многим взрослым игра представляется каким-то несерьезным делом, а то и вовсе баловством. И это ошибочно, ведь игра – это не только развлечение и приятное времяпрепровождение. Игра – это мощный инструмент развития любого человека, независимо от возраста. Она расширяет сознание, помогает находить свежие идеи, приобретать новый взгляд на знакомые вещи и добиваться успеха.

Специалисты по нейрофизиологии, биологии развития, психологии и социальным наукам отмечают, что игра – сложный и важный биологический процесс, который эволюционирует вместе с живыми существами и активно содействует их выживанию. Именно он формирует мозг, делает нас умнее и повышает адаптивность. Кроме того, игра способствует развитию эмпатии.

У людей игра лежит в основе творчества и изобретательства. Она делает нас любознательными, вовлеченными в процесс и позволяет лучше справляться со стрессом. Из всех видов животных люди – самые активные игроки. Мы созданы, чтобы играть. В игре наша человечность и индивидуальность выражаются в наиболее чистом виде.

Американский врач-психиатр, автор книги «Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье» Стюарт Браун провел исследование и пришел к выводу, что успех человека и его игровая активность взаимосвязаны. По его мнению, игра развивает пластичность мозга, способность к адаптации и к творчеству.

Согласно Брауну, игра – это тренировка навыков, необходимых в будущем, причем как у людей, так и у животных. Например, когда волчата игриво дерутся, они готовятся к настоящим дракам, охоте и взаимодействию с другими особями своего вида. Если кошке или крысе в «детстве» не хватало игр, животное во взрослой жизни не сможет отличать друга от врага, будет неправильно понимать сигналы сородичей и либо станет крайне агрессивным, либо откажется от нормальных социальных контактов.

Игра является и своего рода симуляцией различных аспектов жизни. В процессе игры мы представляем и переживаем ситуации, в которых никогда не были, но которые могут возникнуть в будущем. Мы устанавливаем новые когнитивные связи, которые прокладывают путь в нашу повседневность, а также получаем знания и навыки в безопасной, «вымышленной» обстановке, не подвергаясь реальному риску.

Исследователь игр животных Джон Байерс сделал открытие: чем больше особь играет, тем больше развит лобный отдел коры головного мозга, который отвечает за большинство когнитивных функций: отличие важной информации от несущественной, осознание и организация собственных мыслей и чувств, планирование будущего.

Кроме того, скорость и объемы роста мозжечка у любого вида связаны с периодом, когда животное играет больше всего. Мозжечок находится под основными полушариями и содержит больше нейронов, чем весь остальной мозг. Когда-то считалось, что мозжечок отвечает в основном за координацию и моторику, но благодаря новым технологиям ученые увидели, что мозжечок ответственен за ключевые когнитивные функции, такие как внимание, обработка речи, ощущение музыкального ритма.

Во время игры наше внимание полностью сконцентрировано на процессе, который является для нас увлекательным и приносит удовольствие. Именно поэтому в процессе игры мы лучше осваиваем материал: человеческий мозг устроен таким образом, что он быстрее и без лишних усилий запоминает информацию, связанную с положительными эмоциями. 

Игра – это лучший инструмент природы для создания новых нейронных сетей и разрешения когнитивных трудностей. Способность создавать новые модели, находить необычное в рутинном, загораться любопытством, подмечать детали – всему этому способствует состояние игры. Когда мы играем, дилеммы и сложные задачи естественным образом фильтруется сквозь наше бессознательное и разрешаются сами. Довольно часто люди возвращаются после игры не только взбодрившимися, но и со свежими идеями для работы, - убежден Стюарт Браун.

Именно поэтому игра стала неотъемлемым атрибутом обучения в XXI веке. Играйте, осваивайте новое, бесконечно развивайтесь!