Бизнес-кейс от Чичикова или новая жизнь русской классики

23.04.2018 15:51

Бизнес-кейс от Чичикова или новая жизнь русской классики

Зачем менеджерам читать Толстого и Гоголя? Почему художественный образ убедительнее, чем истории успеха владельцев мировых компаний?  Об этом мы поговорили с радиоведущим, филологом, автором цикла лекций о русской литературе и постоянным лектором Корпоративной Академии Росатома Леонидом Клейном.

КлейнМы привыкли считать литературу, тем более русскую литературу, источником базовых ценностей – истина, любовь, милосердие…  Причем тут бизнес?

Я убежден, что русская литература отвечает на все современные вызовы и вопросы. Другое дело, что мы понимаем под современностью. Сегодняшний антураж или то, что лежит в глубине исторических процессов? К примеру, в «Анне Карениной» можно найти много параллелей с нашим временем. Это роман об эпохе, которая воспринималась современниками как очень прогрессивная и технологическая. Уже изобретен телеграф и запущена железная дорога, обсуждается свобода женщины и проблемы разных социальных слоев. В романе русские отправляются воевать на Балканы – описанное Толстым абсолютно созвучно тому, что происходило во время югославского кризиса в 90-х годах.

Когда мы читали «Мертвые души» в советские годы – это была такая карикатура на неведомые времена, в которой сложно усмотреть намек на современные реалии. Но после крушения Союза вдруг выяснилось, что Чичиков хочет разбогатеть и поэтому занимается мошенничеством. Возникает вопрос о социальном лифте, о том, что помещики не могут управлять своими имениями и т.д.  И образ Чичикова трансформируется в образ нового русского, который больше не хочет жить по-старому и пытается воспользоваться исторической ситуацией. Об этом я рассказывал своим ученикам в 90-е годы.

Именно работа в школе помогла мне взглянуть на литературу как на некий набор жизненных кейсов. Сегодня я понимаю, что на материале русских романов можно рассматривать самые разные темы  – от рождения бизнес-идеи и анализа рынка до ведения переговоров и таргетирования аудитории. Кстати, все это есть в «Мертвых душах».

Все же корпоративное обучение направлено на развитие практических управленческих навыков. Как здесь поможет литература?

Как вы будете вести переговоры? Стучать кулаком, угрожать штрафом, увольнением, ссылаться на своего начальника? Или выстроите такую систему аргументации, которая убедит вашего оппонента?

Согласитесь, для этого нужен высокий уровень интеллектуальной подготовки. Чтение базовых книг как раз помогает развивать язык, воображение, эрудицию, критическое мышление – так что это, если не практические навыки для бизнеса.

Но главное, что дает нам литература – это навык медленного познания мира. Когда нам рассказывают, что кто-то создал компанию и разбогател, у нас происходит некоторая аберрация зрения – мы видим только верхушку айсберга. Прежде чем гениальный разработчик сумел соединить несколько функций в один гаджет, человечество в течение 1000 лет носилось с идеей какого-нибудь волшебного зеркальца. Но мы убираем причину и думаем, что сможем повторить успех Стива Джобса, если нам покажут несколько кейсов. Не сможем. Точнее сможем настолько, насколько мы осознаем себя наследниками большой традиции. Прежде чем была открыта радиоактивность, античные философы задумались над устройством вселенной и природой вещества.

Когда сегодня наука вкладывается в фундаментальные проекты , спустя время где-то на «обочине» случается большое открытие. Когда обучение руководителей начинается с чтения Платона и Аристотеля, спустя несколько лет компания получает лучших стратегов.

Это в долгосрочной перспективе. Но компании не могут ждать. Сегодня много говорят о том, что наступает время нелинейного развития, когда каждая компания может совершить «квантовый скачок» и ждет того же от сотрудников.

Это так. Но мы никогда не знаем, когда произойдет этот квантовый скачок. И чтобы быть к нему готовым, нужно запастись фундаментальными знаниями. Чтобы угадать тренд нужно уметь предсказывать, а это значит уметь обращаться к прошлому и воспринимать это прошлое как актуальность. Иначе мы все время будем бежать за прогрессом, который произошел в каких-то других палестинах.

Кстати, чтобы стать топ-менеджером любой транснациональной корпорации, нужно получить образование в одном из 20 лучших университетов мира, где гуманитарным дисциплинам отводится чуть ли не 50% учебного времени. Это называется дальновидностью.

Ваши лекции сегодня пользуются популярностью среди менеджеров российских компаний. Неужели художественный образ так убедителен?

Во-первых, образ долго живет. Если мы покупаем помидор, через пять дней его можно выбрасывать. А здесь у нас продукт свежий, долго хранящийся и при этом без консервантов. Он убедителен самим фактом существования. Во-вторых, образ обладает очень высокой степенью типизации. История успеха основателя Google – это частная история. А литературный образ – это часть нас, нашего культурного опыта. Каждый окончивший среднюю школу, знает, кто такой Чичиков или Левша.  Думаю, что именно с этим во многом связан гуманитарный запрос в корпоративной среде. Литература  позволяет нам почувствовать себя частью большой истории и общей культурной парадигмы. Это очень важно, когда в нашей жизни так много «офиса».