Юмор помогает управлять людьми, или как проявляется эмоциональный интеллект в коллективе

Почему уважение не всегда проявляется улыбкой и зачем руководителям тренировать эмоциональный интеллект? Своим мнением делится Юлия Ужакина, генеральный директор Академии Росатома.

На прошедшем в апреле Московском салоне образования — крупнейшем форуме образовательных организаций страны — было много секций, посвященных навыкам и метакомпетенциям будущего. И на всех этих секциях говорили об эмоциональном интеллекте,.. что он всегда был важен, сейчас важен, а будет еще важнее. Если отбросить сложную теорию, эмоциональный интеллект можно свести к простым составляющим: понимать себя, понимать других, управлять собой, управлять другими.

 

Для Росатома эта тема актуальна не только потому, что имеет отношение к компетенциям будущего, но и потому, что она напрямую связана с ценностью «уважение». Есть распространенное убеждение, что уважать — это значит НЕ выражать негативных эмоций. Но все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо. Бывают ситуации, когда внутри все буквально клокочет и очень сложно держать себя «в рамках». Ваш подчиненный или партнер не выполнил свои обязательства, сорвал сроки, запорол проект — негативные эмоции здесь естественны. Важно дать понять, что вы крайне недовольны результатом, но нужно выбрать для этого приемлемый способ. Уважение проявляется через эмоциональный интеллект, когда вы демонстрируете свою негативную эмоцию, не переходя границ.

Эта простая, по сути, истина о необходимости управлять своими эмоциями отражена в индикаторах ценности «уважение», которые приняты в Росатоме. С уважением относиться ко всем независимо от статуса, возраста и личных симпатий, контролировать негативные эмоции, сохранять уважительность и здравомыслие в ситуациях сильного давления и стресса, с уважением относиться к их мнению даже в случае несовпадения с вашим — фактически это индикаторы эмоционального интеллекта.

Кстати, эмоциональный интеллект (EQ), как и общий интеллект (IQ), можно развивать. Выделяют разные виды интеллекта: социальный (он наиболее близок эмоциональному), логико-математический, лингвистический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический и др. И каждый из них необходим для гармоничного развития личности.

Есть немало талантливейших ученых, у которых очень развит IQ (чаще это математики, физики), а эмоциональный интеллект не очень — они не понимают других, не обращают внимания на чувства. А есть люди, которые может быть и не очень умны в привычном смысле, но при этом они настолько хорошо чувствуют других, что всегда легко находят с ними общий язык — это значит, что эмоциональный интеллект у них выше, чем обычный.

Тем, кто хочет развить свой эмоциональный интеллект, эксперты советуют больше наблюдать за собой и анализировать собственные эмоции. Особенно важно «включать» осознанность по отношению к эмоциям негативным. Для этого нужно чаще задавать себе вопросы: какую реакцию вызывает у меня эта ситуация, почему я сейчас испытываю гнев, страх, раздражение и т. д., могу ли я ими управлять? Это можно делать в письменной форме — например, вести личный дневник. Тренировать EQ можно при помощи специальных техник задавания вопросов, которые используют в коучинге. Вопросы задаются в определенной последовательности, что позволяет выявлять скрытые эмоции и истинную мотивацию человека. А это ключ к управлению людьми, который необходим каждому руководителю.

Кстати, хороший управленческий инструмент — юмор, особенно, когда градус эмоций в коллективе зашкаливает. Он напрямую связан с эмоциональным интеллектом. Если человек эмоционально развит — его шутки всегда уместны и разряжают обстановку. А вот юмор человека с низким EQ часто бывает нелепым, плоским, или наоборот — слишком вызывающим и даже может шокировать.

Как говорил Антон Павлович Чехов «В человеке все должно быть прекрасно…». Спустя век в человеке по-прежнему все должно быть прекрасно, особенно, если этот человек руководит коллективом.