Компетенции будущего, или как мотивировать робота

Компетенции будущего, или как мотивировать робота

Интересная ситуация возникла на одной из московских выставок, посетителей которой развлекал поющий робот. В ответ на реплику из толпы, что пение мешает общению, робот просто обиделся и перестал петь. Тогда кто-то из гостей подошел к расстроенному исполнителю и, погладив его, подбодрил «Продолжай, нам нравится!» — робот снова запел…

Этот кейс мог бы остаться просто забавной историей, если бы не тот факт, что мы стоим на пороге 4-й промышленной революции, результаты которой увидим уже совсем скоро — в 2025 году. Фактически это среднесрочный период планирования как для нашей отрасли, так и для страны в целом. Какие вызовы ставит перед нами переход в эпоху роботизации? Какие перспективы открываются перед отраслью и, какие компетенции будут отличать будущих лидеров Росатома?

Чтобы ответить на эти вопросы, стоит обратиться к прогнозам футурологов. Согласно мнению экспертов американского Университета для будущего (IFTF), основными процессами, определяющими развитие бизнеса и человека в ближайшее десятилетие станут: развитие интеллектуальных машин и систем, усложнение информационной среды, и как следствие — усложнение коммуникаций.

Как, по мнению футурологов, это будет выглядеть в реальности? Во-первых, роботы начнут массово внедряться в рабочую среду, что повлечет за собой формирование новой деловой этики, которая будет определять взаимоотношения «человек-робот». И вполне логично предположить, что одной из наиболее востребованных компетенций будущего станет навык управления роботами и коммуникации с искусственным интеллектом.

Во-вторых, изменится скорость и характер бизнес-процессов, появятся сложно структурированные компании. В связи с чем, на первый план выйдут такие компетенции как способность мгновенно принимать осмысленные решения и креативное нестандартное мышление. С одной стороны, руководитель будущего будет помещен в условия, в которых необходимо быстро анализировать контекст, видеть альтернативу, принимать оптимальное решение с учетом условий, рисков и выгод, т. е. мыслить системно. С другой — каждый раз искать новые решения и подходы, поскольку процесс изменений станет перманентным, и опираться на предшествующий опыт станет невозможным.

Некоторые компетенции будущего, например грамотность в сфере инновационных медиа, востребованы уже сегодня. А к 2025 году умение использовать современные виды медиа и гаджеты — начиная от интернет-площадок и мобильных приложений и заканчивая медиа-продуктами с дополненной реальностью — станет абсолютной необходимостью. Очевидно, что огромное значение приобретает навык

быстрой переработки больших объемов информации — и речь не просто о скорочтении, а об умении находить, синтезировать и адаптировать информацию под текущие задачи, а также использовать дифференцированный подход, способность отличить информационный «вброс» от экспертного мнения.

Если прогнозы на 2025 год более или менее укладываются в наши представления о реальности, то будущее в 2040 году кажется просто невероятным.

Во-первых, станут актуальными абсолютно новые компетенции, появится много новых профессий, спрогнозировать специфику которых сложно даже сейчас. Возможно, одной из самых популярных профессий в сфере обучения персонала станет программист обучающих чипов, которые вживляются в головной мозг человек, чтобы последний напрямую получал нужную информацию. Более того, опыты с чипированием людей проводятся уже сейчас. И нет никакой гарантии, что при прохождении адаптационного курса в Росатоме 2040 вам вместе с книжкой новичка не будут выдавать набор чипов для прямого обучения.

В целом, можно сказать, что поменяется сам образ мышления человека, оно станет более когнитивным. Человек будет мыслить не фразами, а контекстом, что, безусловно, отразиться на его профессиональных компетенциях.

Однако как сейчас, так и в будущем основу лидерского потенциала, необходимого для достижения высоких профессиональных результатов, будут составлять одни и те же компетенции.

Потенциал — это, прежде всего, обучаемость, сообразительность. И в будущем содержание понятия сильно не изменится. Потенциал лидера — это способность развиваться, помноженная на способность действовать за пределами так называемой зоны комфорта, иными словами на волю, без которой потенциал просто не может быть реализован.

В целом, прогнозируемые периоды очень интересны с точки зрения взаимоотношения поколений. В ближайшие десятилетия в отрасль придут представители поколения Z — те самые цифровые дети, которые пользуются гаджетам с рождения. И уже сейчас перед руководителями стоит задача поиска адекватного «языка» и средств взаимодействия с молодым поколением.

Академией Росатома в 2016 году на основании проведенных исследований подготовлено пособие «Новое поколение Росатома. Рекомендации по работе с молодежью», а также подготовлен дистанционный курс, который посвящен специфике работы с молодыми специалистами и будет особенно полезен линейным руководителям, которые уже сейчас сталкиваются с необходимостью взаимодействовать с молодыми талантливыми работниками.